Павел Клушанцев (25.02.1910 — 27.04.1999) — один из немногих (если не единственный) отечественных режиссёров, за которыми на Западе закрепилась репутация именно режиссёра-фантаста. Он первым попытался совместить два киножанра — научно-популярное кино и научную фантастику, в результате чего в кино появилось принципиально новое направление — научно-фантастический киноочерк (или популярно-фантастический фильм), к сожалению так и не нашедший в нашем кинематографе последователей. Подвижник, фантазёр, прикладной киноучёный, увлекающийся человек, изобретатель и потрясающий профессионал.
Стэнли Кубрик и Джордж Лукас — люди, стоявшие у истоков того, чем стал сегодня фантастический кинематограф — называют Клушанцева своим «крёстным отцом» и учителем, на его фильмах изучают операторское мастерство.
Известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Р. Скотак даже специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съёмок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их» — сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссёра два выпуска подряд.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Владимирович Клушанцев попал по распределению на киностудию Белгоскино, на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 перешёл на Ленфильм. Здесь он освоил ещё одну профессию — режиссёра-постановщика.
На Ленфильме Клушанцев организовал цех комбинированных съёмок (позже он перекочевал на Леннаучфильм). Здесь-то с небольшой командой единомышленников и началось освоение и изобретение «фирменных клушанцевских кинотрюков», позже реализовавшихся в его научно-популярных и научно-фантастических лентах. А изобретений на счету Клушанцева немало — взять хотя бы разработанный в 1948 году совместно с оператором А. Лаврентьевым люминесцентный метод комбинированной съёмки, широко используемый теперь как раз в кинофантастике. Клушанцев делает десятки маленьких и крупных усовершенствований, изобретений и уникальных приспособлений: специальные камеры для подводной съёмки, для съёмки с воздуха, «призму Клушанцева», комбинирование мультипликации с живой натурой и многое другое.
По окончании войны Клушанцев не вернулся на престижный Ленфильм, а устроился оператором и режиссёром-постановщиком на более чем скромную в финансовом и техническом отношениях Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов, с которой связана вся его дальнейшая творческая судьба. Первые же два фильма в этом жанре — «Полярное сияние» (1946) и особенно «Метеориты» (1947) — привлекли внимание не только занимательностью научного сюжета, но в первую очередь мастерством комбинированной съёмки. Метеоритный дождь, например, или северное сияние выглядели весьма достоверно и отнюдь не «мультипликационно».
Для своего времени это были новаторские фильмы в технико-постановочном плане. Но если предыдущие два фильма не выходили за рамки своего жанра, то жанровые границы ленты «Вселенная» (1951), созданной совместно с Н. Лещенко, ощутимо изменило обращение не только к строгим научным фактам, но и к области околофантастической — миру гипотез и даже откровенных фантазий. И учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы, особенностях её структуры, о космических телах и их взаимодействии превратился в увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.
Кстати, в одной из сцен была снята ракета, макет которой был разработан Клушанцевым лично; когда Павла Владимировича вызвали в одно хитрое учреждение и задали вопрос «Откуда вы взяли форму ракеты?», он ответил «Сам придумал» — ракета оказалась точной копией проекта Королёва, который вскоре с огромным удовольствием посмотрел готовый фильм Клушанцева, слушая его комментарии. В своих фильмах 50-х и начала 60-х годов Клушанцев предвосхитил всё то, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика: выход в космос, стыковка станций, высадка на небесных телах и другое.
Всё-таки даже во «Вселенной» Клушанцев ещё пытался соответствовать канонам жанра, осторожно, строго порционно вводя элемент даже не фантастики, а фантазии. Фантастика же «чистого разлива» появилась в 1957 году, когда одновременно со стартом первого спутника на экраны вышел ставший знаковым фильм «Дорога к звёздам». Клушанцев наконец нашёл свой фирменный стиль — научно-популярного кино — документальный научпоп плюс научная фантастика. Фильм был высоко оценен и получил премии /ВКФ (Москва) и МКФ научных и технических фильмов в Белграде, 1958/. «Дорога к звёздам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе: её закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала «20-й век».
Увидел эту картину и Стэнли Кубрик. Восхищённый мастерством русского режиссёра, в «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без «Дороги к звёздам» не было бы и «Космической одиссеи», Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи». Тогда же у Павла Владимировича родилась идея поставить исключительно игровую научно-фантастическую ленту об экспедиции на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, и проект был утверждён и поставлен в план Леннаучфильма. С самого начала ещё не рождённому фильму не везло.
Сценарий было предложено написать Александру Казанцеву и профессиональному сценаристу Михаилу Витухновскому, но результат не удовлетворил Клушанцева. Назрел нешуточный конфликт между режиссёром и сценаристами, в результате которого со скандалом вышел из проекта Витухновский, а за ним и Казанцев. Доведённый до нервного срыва Клушанцев, всё-таки уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу была положена повесть А.Казанцева «Планета бурь», а герои вместо Луны отправились осваивать Венеру — кстати, впервые в истории кинофантастики земли.
Фильм «Планета бурь» вышел на большой экран в 1961 году (Клушанцев «подгадал» очередную веху космонавтики), тут же став хитом сезона — появление картины совпало с полётом Гагарина и повальной увлечённостью космонавтикой. Покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку — как это может происходить в недалёком будущем. Объективности ради следует сказать, что «Планета бурь» не была лишена некоторых недостатков. Прежде всего это касается шаблонных, лишённых какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с таким комсомольским пафосом, что трудно сдержать снисходительную ухмылку. Впрочем, в фильме были задействованы хорошие актёры — В. Емельянов, Г. Жжёнов, для которого «Планета…» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей, и другие.
Недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия. В фильме есть и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» — объект зависти голливудских кинематографистов (в фильме действительно «играет» самый настоящий шарнирный робот). Наконец, весьма впечатляюще и натурально динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление правдоподобно снята сцена извержения венерианского вулкана.
Визуальный ряд картины ни на йоту не уступал голливудским НФ лентам тех лет. Хотя, конечно же, все эти достоинства не ставят её в один ряд, например, с «Космической одиссеей» Кубрика или «Солярисом» Тарковского. Люди, их характеры и взаимоотношения, философия космоса не интересовали Клушанцева-режиссёра. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. И надо сказать, что со своей задачей режиссёр справился.
При огромной популярности у зрителей, «Планету…» нещадно ругала советская критика; в истории нашего кино лента осталась недооцененной. В то же время фильм был закуплен 28 странами, колоссальный успех «Планета…» имела в США. В 1968 году Питер Богданович «поставил» фильм «Путешествие на планету доисторических женщин».
Глагол «поставил» взят в кавычки не случайно — «Путешествие…» оказалось перемонтированной «Планетой бурь», проще говоря — плагиатом. Много позже уже упомянутый «Американский кинооператор» с вызывающей уважение самокритичностью заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включённые в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссёров, включая раннего Фрэнсиса Форда Копполу». О том, что в США до сих помнят фильм русского режиссёра, свидетельствует и недавний фильм «Красная планета»: даже зарубежные критики заметили сюжетное сходство с «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований.
После шквального огня критики, обрушившегося на «Планету…», Павел Клушанцев зарёкся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся в любимое лоно научпопа. В 1970 году Павлу Владимировичу Клушанцеву присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли. В 80-, когда он ушёл из кино, о нём как-то сразу забыли. Знаменитый во всём мире режиссёр и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни ютился с женой в тесной коммунальной квартирке.
Только недавно его ученики с Леннаучфильма напомнили зрителю о нём, когда в 2000 году, к 90-летию режиссёра, был выпущен фильм-посвящение «Павел Клушанцев — дорога к звёздам». В 2003 году фильм «Планета бурь» увидел свет на DVD; на диск также дополнительно включены фильм-посвящение «Дорога к звёздам» и научно-популярный фильм «Вижу Землю!».
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о Вас, о Вашей жизни?
- Слушайте, ну кому интересно. Я принадлежу к тем, которые принесли пользу и умерли, а потом люди сказали: «Ах, это изобрёл и применил Иван Иванович!», а Иван Иванович вчера уже умер.
Комментарий:
Вот это да!
Пошел посмотреть имена и ссылки и оказывается, Голливуд крал советскую космическую фантастику!!
Вот что www.imdb.com сообщает о фильме Питера Богдановича «Voyage to the Planet of Prehistoric Women» (1968):
Пошел посмотреть имена и ссылки и оказывается, Голливуд крал советскую космическую фантастику!!
Вот что www.imdb.com сообщает о фильме Питера Богдановича «Voyage to the Planet of Prehistoric Women» (1968):
Занимательные мелочи
Этот филь на самом деле — переделанная версия фильмя, ранее сыпущенного в США под названием «Voyage to the Prehistoric Planet» (1965), который сам по себе был перемонтированной и снабженной новой звуковой дорожкой версией советского фильма Planeta Bur (1962).
Для этой версии уже переведенные русские кадры были использованы снова, но американцы выбросили ранее вставленные кадры с Бэзилом Ратбоуном и Феит Домергью и вместо них были добавлены съемки Мейми Ван Дорен и других актрис (в ролях жительниц Венеры).
Режиссер Питер Богданович читал закадровый текст от имени одного из космонавтов, вспоминавших о приключениях.
Некоторые из добавочных спецэффектов были взяты из другого советского фильма, Nebo Zovyot (1960). Для этой версии знаменитый кадр жителя Венеры отражающегося в луже не был использован.В оригинальном русском фильме «доисторические женщины» отсутствуют
Обалдеть!!!
Реакций у меня сразу несколько
(а) вот как это делают в Одессе: вставили (уверен, не слишком одетых) голливудских девок и пару местных узнаваемых актерских лиц — и все чики-пуки.
(б) Оказывается, узнаём мы примерно 40 лет спустя, когда СССР предан и убит, то, что делалось у нас было настолько хорошо, что его стали красть.
(в) Сегодня с копирайтными войнами и благородными позами «борцунов с пиратством» которые принимают западные компании, и в первую очередь Голливуд, звукозапись и компьютерные отрасли, не грех еще раз вспомнить, что США десятки лет воровало и печатало пиратски книжки из европы (например, Чарльз Диккенс призывал американцев во время путешествия по стране принять законы по охране прав авторов), и что американцы совсем не гнушались этого и совесм-совсем недавно, в послевоенное время.
Реакций у меня сразу несколько
(а) вот как это делают в Одессе: вставили (уверен, не слишком одетых) голливудских девок и пару местных узнаваемых актерских лиц — и все чики-пуки.
(б) Оказывается, узнаём мы примерно 40 лет спустя, когда СССР предан и убит, то, что делалось у нас было настолько хорошо, что его стали красть.
(в) Сегодня с копирайтными войнами и благородными позами «борцунов с пиратством» которые принимают западные компании, и в первую очередь Голливуд, звукозапись и компьютерные отрасли, не грех еще раз вспомнить, что США десятки лет воровало и печатало пиратски книжки из европы (например, Чарльз Диккенс призывал американцев во время путешествия по стране принять законы по охране прав авторов), и что американцы совсем не гнушались этого и совесм-совсем недавно, в послевоенное время.
Сравните эти истины с образом СССР, созданным той же американской пропагандой: неуклюжая ничего хорошо не делающая империя, обкрадывавшая западных авторов и в советское время и сейчас, а уж имидж Голливуда совершенно осиян, алмазен и недоступен в своей высоте и недостижимости. Однако же строился он сами видите на чем и на ком.
Так вот разваливаются в голове старые мифы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий