Увлекшись перманентной борьбой с украинскими сырами и белорусским молоком, Роспотребнадзор как-то проглядел, что творится у него под носом – в отечественной молочной отрасли. А творится неладное. На днях Национальный союз защиты прав потребителей провел лабораторный анализ реализуемого в рознице молока отечественных производителей и пришел к малоприятным выводам: во всех образцах присутствуют антибиотики.
Для проведения исследований было закуплено 5 образцов молока пяти отечественных производителей в трех организациях сетевой торговли.
При этом два образца продукции предназначены для детского питания и питания детей дошкольного и школьного возраста, еще три являются «молоком питьевым пастеризованным». Независимо от назначения, везде обнаружен пенициллин, тетрациклин, стрептомицин и незначительное количество левомицитина.
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.08 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» в питьевое молоко запрещено добавлять антибиотики. Однако зачастую производители игнорируют запреты, чтобы существенно сэкономить на стерилизации молока. Нередко сроки хранения молока продлеваются путем использования «низина». Этот антибиотик в соответствии с действующим законодательством может применяться при производстве продуктов питания, поскольку полностью растворяется в организме человека. Но в молоке его присутствие недопустимо, т.к. в результате такой добавки пастеризованное молоко не прокисает, а становится горьким.
Есть и другие способы попадания в молоко лекарственных средств. Такие антибиотики, как пенициллин, стрептомицин, левомицетин, тетрациклин, окситетрациклин, некоторые другие препараты попадают в молоко в результате лечения, либо профилактики заболеваний у сельскохозяйственных животных. Кроме того, есть антибиотики-стимуляторы, которые добавляются в корма для ускорения роста скота.
Таким образом, производители молока делают ставку на ускорение и удешевление технологии производства продукции. При этом многие лекарственные препараты снижают санитарные качества и технологические свойства молока, зато повышают сортность и классность продукции по бактериальной обсеменённости.
Прокомментировать результаты исследований мы попросили председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Сергеевича Шапкина.
«СП»: – Павел, крупные отечественные производители молока утверждают, будто антибиотики при тепловой обработке разрушаются. Так ли это?
- Разрушаются, но далеко не полностью. Большинство лекарственных препаратов сохраняют свои свойства и в готовой продукции. При попадании в организм человека они могут вызывать дисбактериоз и аллергические реакции. Более того, получая антибиотики через пищу, организм человека с одной стороны становится более беззащитным перед различными заболеваниями, а с другой, – невосприимчивым к лекарствам, исполненным на основе вышеназванных препаратов.
Таким образом, вместо того, чтобы благотворно влиять на самочувствие потребителя (особенно маленького), молоко, произведенное на большинстве российских заводах, наносит серьезный удар по здоровью нации.
«СП»: – На какие органы влияют антибиотики, содержащиеся в молоке?
- Например, тетрациклин, накапливаясь в костной ткани, разрушает зубы. И если у человека почки работают не как у космонавта, то тетрациклин из организма не выводится никогда. Другие антибиотики могут оказывать негативное влияние на зрение, легкие, другие органы.
«СП»: – Какую долю в общероссийском производстве молока занимает потенциально опасная продукция?
- Приведу одну многоговорящую цифру: в минувшем году общий объем производства сырого молока в нашей стране составил 31,7 млн т. В 80% продукции присутствуют антибиотики.
«СП»: – В Техническом регламенте существуют допустимые нормы содержания антибиотиков в молоке. Как это понимать?
- Понимать так, что Техрегламент составлял представители молочной отрасли. Вот разработчики документа и прописали себе большие послабления. Согласно их рекомендациям, помимо антибиотиков, даже такой опасный пестицид, как ДДТ в российском молоке допускается к содержанию в определенном количестве, хотя во всем мире он запрещен. Поэтому к данному техрегламенту следует относиться весьма критически.
«СП»: – Лабораторная проверка антибиотиков, проведенная вашим союзом, показала, что в проверенных образцах лекарственная концентрация не превышает пороговых значений. Значит, все в порядке?
- Антибиотиков в молоке вообще быть не должно. А тут не один антибиотик, а все перечисленные в Техрегламенте. Кстати, в ряде проверенных образцов (прежде всего, в молоке, предназначенном для детского питания), «допустимая концентрация» находится на самой грани. При этом мы не исключаем наличия не регламентируемых веществ в молоке и молочных продуктах, используемых в качестве консервирующих добавок.
«СП»: – Каких еще добавок?
- Любых. Например, таких как диоксид серы, который вызывает астму. Ведь все, что не запрещено Техрегламентом, получается, разрешено. В регламенте речь идет только о четырех видах антибиотиков. О низине, например, там нет ни слова. А это очень неоднозначный препарат.
«СП»: – Получается, что молоко у нас опаснее водки.
- В какой-то мере, да. Ведь мы знаем о вреде алкоголя. А о вреде такого полезного продукта, как молоко, изготовленного недобросовестными производителями, не знаем ничего.
«СП»: – Существующие технологии переработки молока требуют принятия срочных мер. Какими они должны быть?
– Серьезное внимание следует уделить повышению качества молока и молочных продуктов. Со своей стороны мы приняли решение обратиться в Министерство финансов РФ с предложением применить к производителям сырого молока экономический инструмент: обложить молоко, содержащее антибиотиками, специальным акцизом – по рублю с килограмма. Если производитель не желает тратить лишние деньги на акциз – пусть отказывается от антибиотиков. От этого выиграет и он сам, и потребитель.
«СП»: – Нужны ли какие-то законодательные шаги?
- Безусловно. Необходимо внести изменения в федеральный закон «О защите прав потребителей», обязывающие производителей молока указывать на потребительской упаковке информацию о содержании в продуктах питания антибиотиков и других консервирующих антимикробных композиций (низина, диоксида серы, сернокислой меди, хлорида натрия, йодината калия, ионов серебра, двухвалентной меди, перекиси водорода и др.).
«СП»: – Пока все это будет обсуждаться, решаться, оспариваться, что делать потребителю?
- Защищаться. Вот несколько методов: прежде всего, смотрите на срок хранения продукта – у полезного пастеризованного молока он не может превышать пяти дней. Обратите внимание: если молоко долго не прокисает, то велика вероятность, что в нем содержатся антибиотики.
К слову, тетроциклин с низином – не единственная опасность для потребителей. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник недавно открыла еще одну «страшную тайну». Оказывается, производители не стесняются «бодяжить» молоко пальмовым маслом. По словам министра, делается это так. Из молока убирают жир (он потом идет в другие продукты), а взамен добавляют переработанные плоды масличной пальмы. Получается дешево и сердито – вместо одного литра молока целых два. Любопытно, что когда в ведомстве Скрынник попытались заняться этими хитростями, предложив нещадно штрафовать недобросовестных производителей, сотрудникам министерства дали понять, что «пальмовую тему» ворошить не стоит. Зато Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко за «тему» взялся. Правда, не у нас, а на Украине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий