Лебеди – дивной красоты птицы.
Почитание лебедей имеет очень древние
корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.
Например, идея его движения представлялась в дневное время в виде
упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном
океане выступали лебеди (в компании с гусями и утками). В искусстве
этрусков встречаются изображения солнечного колеса, влекомого лебедями. У
славян они сопровождали Бога Солнца.
В индийской мифологии
(«Тайттирия-брахман») рассказывается, как один мудрец-риши силой своего
знания превратился в золотого лебедя, взлетел в небо и соединился с
солнцем. С символикой лебедя связана богиня Сарасвати и даже Брахма.
Лебедь или гусь – его персональная эмблема. Это та самая волшебная
птица, что отложила на воды космическое яйцо, из которого появился сам
Брахма.
Кроме того, у индийцев имеется пара
лебедей, Хам и Са, которые живут в сознании великого и питаются лишь
медом цветущего лотоса знания (саунда-рья лахари). Птица Хамса (не
путать с мелкой рыбёшкой) вырезалась на стенах храмов и символизировала
совершенный союз, к которому стремятся небесные существа. Лебеди
символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух.
Об Аполлоне, улетающем на лебедях
зимовать в Гиперборее, уже рассказывалось. Но в греко-римской традиции
эта птица ещё и знак любвеобилия, связанная потому с Афродитой
(Венерой). Да и сам Зевс предстал перед прекрасной Ледой в облике
лебедя. А римляне назвали в его честь северное созвездие Млечного Пути.
Германцы считали лебедей птицами,
которые могут предсказывать будущее, полагали, что в них превращаются
души юных дев, особенно чистых и добродетельных (но ведь и у нас девушку
называют ласково лебёдушкой). У кельтов лебединые божества тоже
ассоциируются с солнечной колесницей, имеют солярную природу и являются
благодетелями людей, обладают целительными силами, символизируют
щедрость, любовь и чистоту, а их музыка действует магически.
М.Врубель «Царевна-Лебедь»
Китайцы также называют лебедя
солнечной птицей. У бурят он является олицетворением вечного материнства
и верности нравственным корням (застрелить лебедя было сильным грехом,
влекущим либо утрату одного глаза, либо пропажу жены). У марийцев тоже
бытовал запрет на отстрел лебедей (а также на гусей и голубей).
У славян лебединая пара – воплощение
супружеской верности, красоты и дородства. По русским верованиям, кара
за убитого лебедя падает не только на виновного, но и на весь его род;
если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У основателей Киева
братьев Кия, Щека и Хорива была сестрица, которую звали Лебядь или, по
другим толкованиям, Лыбядь, Леблядь. Имя это означало, что она «светлая,
блестящая».
Любопытно, что Хроника Козьмы
Пражского (XII в.) сообщает о мудрейшей дочери и верной помощнице Крака,
основателя града Кракова, что звалась Либуше (т.е. Лебедь). После
смерти отца народ доверил её правление и судейство. Так вот, именно она
указала на князя-пахаря Пшемысла и предсказала основание Златой Праги.
В сказаниях русского народа о девах
лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они
дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в
водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную
задачу выполнить.
Василиса Премудрая, между прочим, была
этого роду-племени, из каких только передряг не выручала Иванушку
(«Сказка о Морском царе»)! А в другой – помните? – набросав косточки в
один рукав и капелек в другой, закружилась в танце, взмахнула левой
рукой – появилось озеро светлое, взмахнула правой – поплыли по нему
лебеди. Не случайно это всё! Владелицей живой воды и молодильных яблочек
была богатырша Белая Лебядь. Впрочем, фольклорный сюжет брака человека с
лебедем распространён у многих народов.
Иногда Лебедь выступает в качестве
тотема. Так, якуты считают себя потомками девицы-Лебедя, бурятские роды
Шарят и Харят ведут начало от брака шамана с такой девицей (по весне они
встречают лебедей чаем и молоком). Остяки, зыряне, селькупы похожего
мнения о своём родовом начале. Небесный владыка австралийских аборигенов
Байаме происходил из рода чёрных лебедей.
Казахи называют лебедя царём птиц,
кеты считают вестником весны и тепла. Почитают лебедей татары, башкиры,
туркмены, кыргызы, литовцы, шорцы, ханты и многие другие народы.
В.Васнецов «Царевна-Лягушка»
В буддийской традиции Бодхисаттва был
царём птиц в обличье белого лебедя. В христианстве белый лебедь – это
чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня
символизирует страдания мучеников и христианское смирение. На русском
Севере до наших дней сохранился обычай выпускать на волю пару лебедей 21
сентября, в день рождества Богородицы. Лебедь – эмблема святых Хью,
Людгера, Катберта.
В искусстве широко представлена
мифологема умирающего лебедя, взмывающего к солнцу с последним криком и
падающего вниз. Лебедь часто выступает символом возрождения, чистоты,
целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способносей,
поэзии, совершенства, но и смерти. Неслучайно в связи с этим
противопоставление в мифах и сказках белого и чёрного лебедя как жизни и
смерти, добра и зла. Нередко тёмные силы маскируются образом белого
лебедя, но за этим обычно следует их разоблачение. Встречаются и другие
противопоставления: лебедя и ворона, лебедя и совы, лебедя и ласточки. Лебеди – дивной красоты птицы. А.Грин назвал их аристократами вод,
Н.Заболоцкий – белоснежным дивом, Г.Х.Андерсен подарил миру трогательную
историю превращения гадкого утёнка, К.Сен-Санс и П.И.Чайковский
посвятили замечательную музыку. Любоваться ими можно бесконечно, не так
ли?
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий