понедельник, 11 ноября 2013 г.

Символика красного коня в творчестве Петрова-Водкина

Маленькая картина Петрова-Водкина «Фантазия» изображает мчащегося на красном коне простоватого парня. Конь стремительно несёт его ввысь над сине-зеленой страной, над россыпью домиков и синей рекой.


Человек неискушенный сразу же обращает внимание: конь — красный, так не бывает. Знакомый с творчеством художника вспомнит ещё одну, более известную картину — «Купание красного коня». И тем, и другим становится ясно: конь здесь — не просто конь. В образ коня заложено некое символическое значение.




Вглядываясь вглубь веков, можно проследить истоки фольклорных традиций и символов, связанных с конём. В первую очередь конь — это средство передвижения бога или героя. Русский народный эпос сохранил образы величавых и могучих богатырских коней. Конь и наездник становятся единым существом. Зачастую от коня зависят жизнь и смерть воина. Не случайно центральный мотив «Песни о вещем Олеге» Пушкин связал с древним преданием о коне, в котором таится предсказанная погибель.


Ещё одна из древнейших функций коня в мифологии — это проводник в мир мёртвых — психопомп. Считалось, что душу после смерти в места её дальнейшего пребывания препровождает особое существо. Существует множество захоронений воинов или знати со своими конями.

Кроме того, мифологически образ коня связан с космосом. Знаменитое мировое древо в скандинавской мифологии называется Иггдрасиль, что в переводе означает «конь Игга (Одина)». В раннем индуизме существовал прескверный ритуал ашвамедха, что значит «жертвоприношение коня». Символически из частей ритуально убитого коня воссоздавалась вселенная. Подобные обряды существовали в латинской и кельтской традициях.

Жизнь и смерть, движение, космос — значения, идущие к нам из языческой древности. Не так далеко ушли от них народные крестьянские образы, где языческое органично срослось с христианским, а народное с церковным.

Для крестьянина (не-воина) конь был незаменимой и главной производственной силой. Почтительное отношение к «кормильцу» не могло не отразиться и в иконописи. Существуют иконы с изображением святых, покровителей лошадей в виде всадников (Флор, Лавр, Георгий, Егорий).


«Древняя живопись обращалась с цветом очень вольно, заботясь больше о красоте, гармоничности, насыщенности, чем о соответствии действительной окраске предмета. В иконах, фресках, миниатюрах не редкость встретить розовых и голубых лошадей, золотые деревья, красные лица»

Н. Дмитриева «Изображение и слово»

Сам Петров-Водкин называет одним из своих самых ранних художественных впечатлений встречу с иконами новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля. Будучи школьником, Кузьма знакомится с двумя хвалынскими иконописцами — старовером Филиппом Парфенычем и живущим в скиту монахом Варсонофием. Эти встречи повлияли на Петрова-Водкина, укрепив его в стремлении стать художником. Под впечатлением от их работы, он пишет свои первые иконы и пейзажи. Во многих зрелых работах художника также узнаются приемы и мотивы, взятые из иконописи.

В картинах «Купание красного коня» и «Фантазия» Петров-Водкин делает одним из героев подчеркнуто коня, а не, допустим, лошадь. Само слово конь имеет здесь особенное значение. «Конь» — это церковно-славянская форма слова. Её употребляют в случаях особой значимости и эпичности.


Несомненно, что конь является своего рода негласным символом России. Традиция эта берет начало с «Медного всадника» Пушкина, где Александр Сергеевич преподносит коня как символ неудержимой устремленности в грядущее:

Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?


Конь как верный соратник, несущий всадника, поразившего дракона фашизма, изображен на Монументе Победы на Поклонной горе.


Красные кони Петрова-Водкина были созданы в начале XX века. В одно время с ним, но на литературном поприще, творил великий русский поэт — Сергей Есенин. Творчество Есенина пронизано крестьянским фольклором, русской лиричностью и необыкновенным образным народным языком. Символ коня был важным и для Есенина. Слово конь встречается в его поэзии чаще других наименований животных — 61 раз. Может быть, поэтому в своем исследовании корней народного наследия, в книге «Ключи Марии» он так описывает подмеченные им особенности крестьянской избы, где каждый элемент архитектуры имеет свое традиционное название.


«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами, носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице... Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. „Я еду к тебе, в твои лона и пастбища“ — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.»

С.Есенин «Ключи Марии»

Появление красного коня в живописи — это и своеобразный ответ декадентским предреволюционным настроениям, довлеющим над интеллигенцией. «Конь блед» как всадник апокалипсиса, появляется в образной картине мира в ответ на революцию 1905 года. Упадок, безнадежность и индивидуализм следуют за ним. Антитезой ему выступает огненный конь революции Октябрьской.


Александр Блок одним из первых отказывается от эсхатологических воззрений и показывает подлинный смысл «белого коня».

И вот, слышнее звон копыт
И белый конь ко мне несется...
И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.

                                 А.Блок «Я вышел в ночь — узнать, понять»


В 1908 году Блок писал: «Если интеллигенция всё более пропитывается „волею к смерти“, то народ искони носит в себе „волю к жизни“. Понятно в таком случае почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил».

Время диктовало две концепции понимания происходящих исторических событий. От выбора красного или белого зависела дальнейшая судьба России, её будущее, её жизнь или смерть.

Однажды мне довелось увидеть репродукцию картины «Фантазия» рядом со схематичной картой России. Может быть, это субъективное мнение, но мне показалось тогда, что силуэт красного коня с этой картины поразительно напоминает очертания нашей страны. Устремленный в будущее, несущийся во весь опор всадник, это ли не та судьба, что из глубины веков красной нитью вплетается в историю и культуру России, дает волю к жизни и творчеству, мечте и фантазии?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Translate