Все любили в детстве читать и слушать сказки. Истории, пропитанные славянским духом. Они открывают новый мир, мир, в котором ты многому можешь научиться, и в котором добрые герои всегда побеждают. Не важно, сколько трудностей и испытаний выпадает на их долю -- они все равно побеждают. Добро оказывается сильнее зла.
В этом мире сказок существует вполне определенный герой, или скорее, героиня. Великая и ужасная Баба Яга. Чем она злее, страшнее, чем более жестоки ее поступки – тем правдоподобнее воспринимается ее образ.
В поисках правды.
В какой-нибудь огромной энциклопедии вы найдете определение близкое к такому: Баба Яга – великанша-людоедка, которая крадет, готовит, и поедает своих жертв (P.S. обычно -- это маленькие дети). Кто-то может согласиться с тем фактом, что Баба Яга – омерзительная, жестокая, брутальная старуха, но она вряд ли гигантский монстр! Существует также не совсем верное представление, будто Баба Яга происходит исключительно из русского фольклора. Дети из соседних славянских стран обиделись бы, узнав, что украинской, или польской Бабы Яги не существует. Советский вариант энциклопедии говорит, что эта героиня старая, злая женщина, занимающаяся колдовством. Очень популярный персонаж славянских сказок. Какие бы версии не предоставляли нам энциклопедии патриархального капиталистического или социалистического общества, хотелось бы проследить, куда ведут корни этой мифической представительницы злодеек.
Само слово «баба» в русском языке значит женщина, старше, чем девочка. Обычно любую замужнюю женщину называли «баба», абсолютно не опираясь на возрастную категорию. На Руси все девочки выдавались замуж очень рано. Как только одну такую выдали замуж – на нее вешали ярлык «баба» до конца дней. А еще слово «баба» -- это уменьшительно-ласкательный вариант вечно ноющей, кричащей и огорченной женщины. «Баба» -- производное слово для «бабушка». Хотя последнее звучит теплее и приятнее, нежели грубое, резкое «баба».
Повелось так, что баба Яга – устрашающая ведьма, которая живет в гуще непроходимого леса, куда трудно добраться, если только клубок пряжи, или волшебное перо не укажут дорогу. Эта старая ведьма живет в деревянной хижине, хижина на куриных ногах, причем ног может быть две, три, или четыре. Дом, естественно, не рад случайным прохожим, поэтому не повернут крыльцом к встречному герою. Только магическое заклинание заставит хижину развернуться. Для пущей убедительности в своем черном могуществе, хата Бабы Яги при вращении ужасающе неприятно скрипит. Естественно, намерение у старухи вызвать некий приступ раболепия у героя, или чтобы показать, насколько стар этот мир, и она в нем, и ее долгоигрющая избушка, о которой она совсем не заботится.
Образ «избушки на курьих ножках» -- явление уникальное, составляющее единое целое с образом самого исчадия ада. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть с помощью окон, говорить дверью, и думать. Все черные думы хижины кооперируются в форме туч над ее крышей, а в моменты особенного негодования, или же умиротворенности из дымохода валит дым столбом.
Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами. Сторожат домик неприступной ведьмы-старушки голодные черные псы, или знаменитые охранники –гуси-лебеди. А может быть и просто – черный кот. Кстати ворота на вилле Бабы Яги также одушевлены. Они либо пускают и запирают, либо выпускают ее жертву.
Что до самой Яги, у нее есть транспорт передвижения по воздуху – это ее ступа, которой она управляет чем-то вроде метлы. Метла будто расчищает ей дорогу во время полета. Русская баба Яга не представляется без «костяной ноги». Вот прямой указатель на тот факт, насколько худощава и физически немощна эта старуха. Но все же движет ею дьявольская сила – это ее злодейственные планы, обязательные для исполнения.
Внешностью баба Яга не особенно похвастается: она сгорблена почти вдвое, так, что часто бьется подбородком о землю. Как альтернатива, ее нос может быть настолько непоправимо длинным, что, когда она ложиться спать, он скребет потолок избушки. Ну, и конечно, множественные бородавки по всему ее отвратительному лицу не делают ее привлекательнее. Вот уже которую сотню лет баба Яга не моет и не стрижет свои длинные седые волосы, ее одежда превратилась в лохмотья. Она либо охотится на свою жертву, либо выжидает ее в хижине, зная, что она придет, и чувствуя ее по запаху. Перед тем, как съесть свою добычу, злая старуха отправляет ее попариться в бане, а затем приглашает отведать добротные калорийные блюда из русской кухни, которые, хозяйка готовит в печи. Самому гостю Яга предлагает присесть на большую лопату, искусно расположенную возле печи, и в зависимости от того, как сядет гость, решается его судьба: он может попасть в печь, а может нет.
С другой точки зрения, баба Яга является Великой Богиней, обладающей даром Великой смертельной силы. Баба Яга, к тому же, исключительно необходимый персонаж для славянского фольклора.
Баба Яга – славянский вариант индусской богини смерти Кали, танцующей на могилах. Более того, являясь символом смерти, Яга представляет собой одну из старух Тройственной символики. Она смерть, ведущая к перерождению. Любопытно, что в некоторых славянских сказках Баба Яга живет в избушке с двумя своими сестрами, олицетворяя собой тройственный союз Девушки, Матери и Старухи. Часто она описывается как хранитель Животворной и Смертельной воды. Когда герой умирает от ран, нанесенных ему мечом, стоит только оросить его тело смертельной водой – раны залечиваются, а животворная вода возвращает его из того света.
С точки зрения психоанализа печь в избе бабы Яги является символом женского начала, через которую жертва проходит обновленной, возродившейся. Не случайно баба Яга дает герою выбор, как он сядет на лопату: если он достаточно силен и сообразителен, то его ждет жизнь, а если глуп и слаб, то прямая дорога для него – смерть.
А вот другие идеи. Вы бы ни за что не вошли в избу. Для современного человека дом на куриных ногах уже сам по себе словно табличка с горящими буквами «ОПАСНО! НЕ ВХОДИТЬ!!!» Но почему же тогда сказочные герои так настойчиво шагают через порог по ту сторону двери? Для первобытных людей пойти к колдунье значило пойти за мудростью, за знаниями, за правдой. И этими знаниями и мудростью получить волшебную воду Жизни и Смерти, проявив силу либо открыв чистое сердце. Ведь, как и все силы природы, обычно дикие и неприрученные, Баба Яга может быть доброй.
Так кто же она, Баба Яга? Ведьма? Может она – Богиня?
Арийское происхождение Бабы Яги. Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников. Она, как жрица, обладает правом проводить обряд инициации (как Яга, сажая в печь героев) подростков.
По некоторым версиям в Африке есть племя Яга. О нем рассказывали английские моряки, приходившие в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм. На языке коми Яга – это бор. То есть женщина, живущая в лесу. Во многих индоевропейских языках есть слово характерное звучанию Яга, и обозначает оно «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражаться, скорбить»
Обратимся к избушке. Прототип избушки – домик, в котором хоронили умершего, вернее его прах в древности. Гроб ставили на старые пни, корни которых торчали из земли и явно напоминали куриные ноги. Либо эти пни окуривали дымом, поэтому «курьи» вовсе не курьи, а «курные» ноги. В таком неподвижном состоянии, как и Баба Яга в сказках, находились мертвые среди живых. Они не видели их, считалось, могли уловить их «живой» запах, неприятный мертвым. Как говорила Баба Яга: «Русским духом пахнет». Баба Яга – это образ застрявшего на границе миров похороненного не по традиционным обрядам человека. Ученый Пропп полагает, что пытаясь накормить гостя, баба Яга приглашает его в мир мертвых. «Еда отверзает уста умершего», герой словно умирает временно, чтобы пройти сквозь испытания потустороннего мира. Часто в сказках сама избушка «пирогом подперта», а в западных сказках это пряничные домики.
Еще одна легенда о Бабе-Йоге, Йогине-Матушке – вечнопрекрасной, доброй, сердечной богине-покровительнице детей и сирот. Она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям, на которых жили потомки Рода Великой Расы и собирала беспризорных детей-сирот. И в каждом Славяно-Арийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте.
Детей она оставляла у подножия Ирийских гор на Алтае, чтобы они не были истреблены, как последние представители Арийской и Славянской рас. Йогиня проводила огненный обряд инициации подростков в Капище, высеченном внутри горы.
Космическая версия.
Во-первых, красотой Яга не отличалась, но кто когда смог привыкнуть к внешнему виду инопланетян? Во-вторых, летательный аппарат. Достаточно шумный, в виду работы реактивного двигателя. Огненная метла есть не что иное как факел от двигателя. Появление бабы Яги сопровождал неминуемо гул, шум и треск, от которого валились деревья. Как только летательный аппарат производил посадку на специальных поставках, древний,«темный» человек, наблюдающий за данным устройством, не мог придумать другого им названия, кроме «куриные ноги». И вовсе не ела Баба Яга людей, а проводила лабораторные исследования. Четвертовала трупы, сливала кровь, разбирала по костям и высушивала их для коллекции. Чем не инопланетное создание, в собственных целях, так и непонятых, навещавшее нашу планету в древности? В принципе, как и сегодняшние Иноземные гости в НЛО. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий