Юрий Крупнов: Русские до сих пор не поняли, в чём их миссия
Сокращение наиболее многочисленных в прошлом народностей России за последние 20 лет сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне
На днях Федеральная служба государственной статистики окончательно подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Обратила на себя внимания таблица изменений численности народов России за последнюю четверть века. В то время как одни народы (русские, мордва, удмурты) значительно потеряли в численности, другие (ингуши, даргинцы, аварцы) – резко её увеличили. В абсолютных цифрах больше всего потеряли русские – со 120 миллионов в 1989 году до 111 миллионов в 2010. А если учесть, что за это время в страну въехало около 10 миллионов наших соотечественников из бывших республик СССР, которые тоже в преобладающей массе были русскими, потери государствообразующего народа России становятся сопоставимыми с потерями русских в Великой отечественной войне. В процентном соотношении очень много потеряли мордвины. Их численность упала с миллиона человек до 740 тысяч, то есть более чем на четверть. Правда, демографы во многом объясняют это тем, что многие представители этой национальности стали записываться в русские. Наиболее «взрывной рост» среди народов России продемонстрировали ингуши. Их численность, если верить официальной статистике, за 23 года увеличилась ровно вдвое. Как объяснить, что с народами одной страны происходят диаметрально противоположные процессы?
Лидер Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
– Рост численности некоторых кавказских народов, в частности, ингушей я объясняю довольно высокой рождаемостью, особенно в сельских районах. Ну, а второй момент – вопрос о том, насколько достоверны данные статистики. Здесь требуется серьёзная проверка. От количества жителей в той или иной республике зависит бюджетное финансирование по различным программам. Поэтому местным чиновникам выгодно «корректировать» статистику.
– Почему русские несут наибольшие «демографические потери»?
– Потому, что у русских очень низкая рождаемость. Это объясняется тремя факторами. Русские до сих пор не поняли, в чём их миссия в настоящее время. Мы, русские, не можем жить только бытовой стороной жизни. Нам нужна державная идея. Существуют твёрдо установленные факты. Например, в 1943 году после победы под Сталинградом в СССР среди русского населения в тылу резко снизилась смертность. Народ увидел перспективу, «захотел жить». В этом плане вопрос русской демографии – вопрос цивилизационной миссии. В сегодняшней ситуации непонятных большинству прагматических псевдозадач ждать демографического взрыва не приходится. Второй момент – разрушение у русских культа семьи, снижение количества детей в семьях. Все разговоры о том, что это общемировые процессы – абстрактно правильные. Но это не значит, что надо культивировать разрушение семьи, что мы наблюдаем сегодня. Если оперировать сухими цифрами, то у нас осталось совсем немного времени. Если к концу 30-х годов этого столетия не добьёмся того, что у 70 процентов русских семей будет по 3-4 ребёнка, мы, как народ, рискуем исчезнуть с лица Земли.
Есть и ещё один важный фактор, влияющий на депопуляцию русских. Способ расселения. Если мы возьмём так называемые исламские регионы Кавказа, мы увидим, что рост их численности во многом связан с тем, что люди живут в личных, по сути родовых домах. Часто можно увидеть рядом главный дом семьи, дом родителей, да ещё гостевой дом. А русские в 70-80-е годы вместо перехода к усадебно-ландшафтной (малоэтажной) урбанизации перешли к мегаполисной урбанизации. Для России этот момент очень важен. В этом смысле надо брать пример с Кавказа. Я думаю, для всей страны надо сделать ставку на малоэтажное расселение.
– У нас пока обратный процесс. Все сбегаются в мегаполисы.
– Да, это процесс стихийный. Потому, что во многих регионах трудно себя реализовать. Плюс телевидение, которое постоянно показывает, какая в мегаполисах веселая жизнь. В результате подростки уже с 6 класса мечтают умотать из своей глуши в Москву. У нас на государственном уровне продвигается идея мегаполисной урбанизации. В частности, Эльвира Набиуллина в декабре прошлого года на Международном урбанистическом конгрессе заявила, что в ближайшие 20 лет у нас 20 миллионов человек из малых городов переселятся в мегаполисы. А у нас всего в малых городах живёт 20 миллионов человек. Соответственно культивируется идея, что люди должны жить в мегаполисах и у них должно быть в среднем полтора ребёнка на семью. Это самоубийственная государственная политика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий