Мегатеракт 11 сентября 2001 года был, безусловно, самой эффективной террористической атакой в истории человечества: число погибших составило 2977 человек, прямой ущерб — $55 млрд. Еще в $123 млрд оцениваются экономические последствия теракта. А астрономически выросшие расходы на безопасность увеличили общие финансовые потери американцев в разы.
Желающие воспроизвести 9.11 нашлись почти сразу – так, в 2002-м планировалась атака лайнера на Башню Свободы в Лос-Анджелесе. В 2006-м были арестованы исламисты, собиравшиеся взорвать тоннель Холланд под Гудзоном и один из нью-йоркских мостов – что повлекло бы за собой сотни жертв и транспортный коллапс. В 2011-м удалось предотвратить потенциальный мегатеракт в аэропорту Кеннеди — диверсанты собирались взорвать топливопровод, проходящий в значительной части под жилыми кварталами, и резервуары с горючим (учитывая, что дневной расход топлива в крупных аэропортах измеряется тысячами тонн, эффект мог быть действительно разрушительным). В том же году арестовали террориста, собиравшегося атаковать Капитолий с помощью начиненного взрывчаткой дистанционно-управляемого самолета.
Пока спецслужбы США достаточно эффективно предотвращали все попытки масштабных атак. Однако среди специалистов доминирует мнение, что воспроизведение мегатеракта практически неизбежно, несмотря на все вложения в безопасность – современная городская цивилизация слишком уязвима. Математические методики прогнозирования тоже не сообщают ничего утешительного. Так, опираясь на анализ статистики, американский исследователь Аарон Клозе и его швейцарский коллега Райан Вудард пришли к выводу, что вероятность повторения события, аналогичного 11 сентября, в ближайшие десять лет составляет до 50%.
Каким может быть его сценарий? Эксперты по безопасности почти единодушно отмечают, что точный "римейк" вряд ли возможен — основные усилия в США были направлены именно на отражение воздушной угрозы. На эти цели ежегодно выделяется более $6 млрд, еще $4 млрд расходуется авиакомпаниями. В следующий раз воспроизвести сценарий 9.11 будет существенно сложнее, и террористы об этом знают.
Основные мишени — "стратегически" важные тоннели и мосты, разрушение которых может нанести материальный ущерб, сопоставимый с эффектом от 11 сентября. Другие возможные угрозы – атака на химических заводах (произошедшая на производящем инсектицид заводе в индийском Бхопале авария унесла 18 тысяч жизней) и подрыв крупных плотин.
Возможны и более "экзотические" сценарии. Так, самые мощные неядерные взрывы в истории связаны с довольно специфическим типом техногенных катастроф, при наличии достаточных ресурсов вполне воспроизводимых в террористических целях. Вернемся в шестое декабря 1917 года и посмотрим на канадский Галифакс. "Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 06 минут, на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столб дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо-черных клубах дыма и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом до нас донесся звук двух, последовавших один за другим, глухих раскатов взрыва. По определению секстаном высота этого черного гриба составила более 2 миль. Он висел над городом неподвижно в течение 15 минут". Погибли 1963 человека, пропали без вести около 2 тысяч. "В трех городских школах из 500 учеников выжили 11. Северная часть города — район Ричмонд — практически полностью был стерт с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1600 зданий, 12 тысяч было сильно повреждено". Это стало результатом взрыва небольшого (около трех тысяч тонн) по современным меркам судна "Монблан", груженого в основном пикриновой кислотой (тринитрофенолом). До Второй Мировой она использовалась в качестве взрывчатки, а сейчас "сохраняется", например, как промежуточный продукт в производстве красителей.
Столь же грозными были взрывы транспортов боеприпасов в Порт-Чикаго (наблюдатели упоминают грибовидное облако высотой в 3 км), Бомбее и техасская катастрофа – во многих отношениях наиболее примечательная. В 1942-м в Тексас-сити взорвалось судно, груженное отнюдь не боевой взрывчаткой, а обычной аммиачной селитрой (широко используется как азотное удобрение), причем в качестве "детонатора", вероятно, послужил окурок. Затем последовали еще два взрыва судов с тем же грузом. Итог – 1500 погибших, разрушенный на 2/3 город и чудовищный пожар на близлежащих химических и нефтеперерабатывающих заводах, практически стерший местную промышленность с лица земли.
Иными словами, чтобы устроить килотонный взрыв, достаточно иметь (или захватить) небольшое судно и груз из широко используемых в промышленности и сельском хозяйстве веществ. При этом нефтяные терминалы и привязанные к побережью нефтеперарабатывающие заводы являются идеальной мишенью для подобной атаки, а детонация одного судна в подобном порту неизбежно повлечет цепную реакцию. Скоординированная атака на несколько нефтяных портов даст экономический эффект, несопоставимо больший, чем обрушение башен-близнецов (особенно в комбинации с параллельной атакой на крупные наземные нефтехранилища) – США весьма сильно зависят от импорта сырой нефти, и в случае прекращения ввоза ее запасов хватит лишь на две недели.
Это частный пример того, что существует не только вероятность повторения 11 сентября, но и перспектива выхода террора на следующий уровень. Технические возможности, которых достаточно много, позволяют разрушать не точечные объекты, а города, оказывая на экономику достаточно глобальное и отнюдь не только "психологическое" влияние. По замечанию главы Департамента внутренней безопасности США с говорящей фамилией Чертофф, "современные достижения науки и техники позволяют даже маленькой террористической группе убивать не только тысячи людей, как в 2001 году, а сотни тысяч".
Комментариев нет:
Отправить комментарий