четверг, 27 июня 2013 г.

Последний день «Сатаны»


Президент США Барак Обама предложил своему российскому коллеге Владимиру Путину сократить ядерный потенциал обеих стран еще на треть. И именно этой теме – гонке разоружений – посвятил свой «фоторепортаж из прошлого» Владимир МАШАТИН. Репортер «Новых Известий» предлагает свой субъективный взгляд на «Объективную историю» уничтожения самого мощного и грозного оружия на Земле – советской межконтинентальной баллистической ракеты «Сатана». Расправа с ядерной «Сатаной» происходила двадцать лет назад на секретной базе утилизации тяжелых ракет «Суроватиха».

Архитектурные особенности улицы Кирпичной – главной и единственной «авеню» села Суроватиха – всегда удивляли и приезжих родственников сельчан, и редких американских гостей поселка – военных наблюдателей из США. Порой казалось, что среди болот и лесов неведомые дизайнеры создали на Кирпичной масштабный арт-проект, посвященный эпохе холодной войны. Ракетные детали угадывались в сельских заборах и сараях, воротах и навесах из нержавеющей стали. Из остатков ядерного оружия аборигены мастерили вполне мирные элементы облицовки домов, телевизионные антенны и мусорные урны.

«Ядерный щит» местные жители использовали для строительства просторных гаражей и домашних бассейнов. Крестьяне молчали, как партизаны, отказываясь объяснить, почему грибки над детскими песочницами сделаны из носовых частей стратегических ракет, а чашу фонтана на сельской площади строители монтировали из заглушек межконтинентального контейнера и деталей пусковой шахты. Но 20 лет назад, заглянув в Суроватиху по спецпропуску и командировочному удостоверению газеты «Известия», я точно знал, почему основным стройматериалом каждого подворья служил космический – прочнее металла – чудо-материал на основе стекловолокна и эпоксидной пропитки.





В разгар холодной войны дремучесть лесов и непроходимость болот Горьковской области помогли военным создать на окраине села Суроватиха суперсекретный ядерный арсенал Советского Союза. Этот арсенал был предназначен для хранения и сборки ракетного вооружения и поставки его в войска. Во второй половине 50-х здесь собрали знаменитую «семерку» – ракету Р-7, на которой Юрий Гагарин облетел вокруг земного шара.

Понаделав ракет на сто лет вперед, президенты сверхдержав призадумались и стали размашисто подписывать договоры о разоружении. 25 лет назад вступил в силу бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Лидеры СССР и США Михаил Горбачев и Рональд Рейган обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. Окончательный приговор советским межконтинентальным ракетам РС-20 и РС-16 был оглашен 20 лет назад Борисом Ельциным и Джорджем Бушем при подписании Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Так в 90-е годы на территории арсенала Ракетных войск стратегического назначения возник новый засекреченный объект – база ликвидации тяжелых ракет «Суроватиха». Здесь стали уничтожать самое мощное и грозное оружие на планете – ядерные баллистические ракеты РС-20, известные на Западе как SS-18 «SATAN», или «Черный сатана».

Весили «двадцатки» длиной 36 метров и диаметром 3 метра по 211 тонн каждая. Аналогов этой ракете не было во всем мире. Самая большая американская ракета «MX» весила «всего» 88 тонн.

«Сатана» была снабжена жидкостным двигателем, который позволял ей долетать до любой точки нашей планеты и даже выходить в космос. Это оружие массового уничтожения несло на себе не только десять разделяющихся ядерных боеголовок мегатонного класса, но и ложные головные части, которые «защищали» основные ядерные блоки.

Таких «монстров» СССР «наштамповал» 308 штук. РС-20 до сих пор в строю РВСН и дожидаются своего «времени Ч» в подземных шахтах, разбросанных по всей России. Все просто и понятно – пока РС-20 стоят на боевом дежурстве, Россия по ядерной мощи превосходит США.

Есть три способа ликвидации ракет. Первый – выведение из строя пусковых установок методом подрыва. Второй – пуск ракеты без боевой части в заданный район. Третий – полный демонтаж ракеты с последующим ее уничтожением. На базе «Суроватиха» прощались с «Сатаной» по третьему методу ликвидации. Ракета считалась уничтоженной, если она была освобождена от топлива, извлечена из транспортно-пускового контейнера и порезана на части. РС-20 поступали из частей уже «сухими», со слитым топливом, но зачастую в каждой из них бултыхалось от 10 до 200 л гептила.

Ровно 20 лет назад нога фотожурналиста впервые ступила на территорию секретного арсенала. Спецпропуск в Москве я получал долго, как туристическую визу, только в несуществующее государство. Неподготовленного гражданского сразу поражал гулливерский масштаб цехов, где происходило расчленение гигантских, отливающих серебром и заранее обезглавленных туш ракет. Учения и тренировки офицеров по нейтрализации ракетного топлива проходили ежедневно. Поэтому максимально правдиво мне удалось сфотографировать «выпаривание» гептила расчетом ракетчиков в костюмах химзащиты. Воинские подразделения «парились» с каждой ракетой по 10–20 суток, нейтрализуя остатки самого токсичного топлива в мире.

Из одной распиленной «Сатаны» при утилизации добывали 4 кг чистого золота и более 100 кг серебра. Открытая площадка базы ликвидации баллистических ракет была размером в два футбольных поля, которые были заполнены цилиндрами ракет SS-18 и SS-17. Между ними по спецмаршрутам сурово и неторопливо двигались карликовые фигурки автоматчиков-часовых. Остальная территория была завалена останками ракет-чудовищ. Вылитая «Зона» Стругацких, настоящая космическая свалка на Земле! Офицеры-сталкеры деловито шныряли по ней, не обращая внимания на журналиста.

Усилиями партнеров по переговорам «Сатану» записали на уничтожение под номером 1. Янки не скупились и щедро оплачивали все расходы по распилу РС-20. Из Штатов на базу «Суроватиха» приходили даже грузы с продовольствием. На американские миллионы в течение 15 лет регулярно проходили модернизации и реконструкции комплекса утилизации жидкостных баллистических ракет, предусматривающие постоянное наращивание мощностей.

В это глухое место Нижегородской области военные США зачастили не из любви к суровой и дикой природе. По международному меморандуму американские специалисты осуществляли контроль над каждой стадией превращения грозного оружия в металлолом.

Как к этой гонке разоружений относились сами военные? Мне запомнилась табличка в кабинете психологической разгрузки батальона охраны: «Ракеты, которые НЕ СДАЮТСЯ в металлолом, уничтожаются на месте».

Автор Владимир Машатин

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Translate