Чтобы «выйти» из привычного бытия и увидеть
другие вселенные, индейцы в Северной Мексике и Юго-Западных Соединённых
Штатах использовали пейотль. Культ пейотля – один из древнейших на
Земле, его возраст исчисляется тысячелетиями, а само название дано давно
исчезнувшими ацтеками. Приверженцы этого культа убеждены: «пейотль
можно употреблять всю жизнь, но постичь знание пейотля невозможно.
Пейотль всегда учит чему-нибудь новому».
ИСТИНА – В БУТОНАХ
Пейотль – это кактус, едва-едва поднимающийся над землёй. Его ещё называют лолофорой. На верхушке этого кактуса вырастают бутоны, содержащие психотропное вещество мескалин. Бутоны пейотля режут на маленькие кружочки («пуговки») и сушат на солнце несколько дней. Потом размалывают и заливают кипятком, чтобы получить подобие чая.
Пейотль называют «кактусом, открывающим привидения». Характер интоксикации при его употреблении, в общем, типичен для большинства галлюциногенов: обострение восприятия, яркие цветные иллюзии в виде геометрических фигур (что нашло отражение, кстати, в традиционной мексиканской живописи). Но и также – прояснение цветов и форм, активная познавательная деятельность, открывающая в увиденных по-новому вещах их новые смыслы сознания. И параллельно – огромный рост внутренней энергии, мощная активизация ресурсов организма. Подобное сочетание эстетических, физических и интеллектуальных переживаний создаёт впечатление благодатной мудрости и всезнания.
Но в отличие от наркотиков, пейотль не вызывает привыкания, не разрушает личность, не приводит к деградации или потере социального статуса. По крайней мере, у индейцев, которые относятся к пейотлю как к священному растению и используют его строго «по правилам» в сугубо сакральных целях. А вот употребление священного кактуса ради развлечения может привести к психологическим травмам.
Помимо сакрального значения, пейотль у индейцев имел чисто бытовое применение как лекарство от всех болезней. Оказывается, пейотль обладает антибактериальным действием, а вытяжки из него подавляют большинство болезнетворных организмов, в том числе и различные штаммы золотистого стафилококка.
Американцы никогда не понимали индейцев-аборигенов, и в 60-е годы XX века на волне борьбы с наркотиками употребление пейотля законодательно было запрещено в Техасе и ряде других штатов. Тем самым была сделана попытка уничтожить многовековой культ, целый пласт уникальной индейской культуры и просто самих индейцев, которым трудно доставать лекарства, а кактус был всегда рядом. Но пейотль пережил тысячелетия – переживёт он и антинаркотическую политику.
ПО СЛЕДАМ ОЛЕНЯ
Культ пейотля – это особый и сложный церемониал, отработанный в мельчайших деталях в течение сотен и сотен лет. Церемония случается лишь раз в год, и ей предшествует многодневный пост. Пейотль связан с тотемным животным – оленем, его ещё называют «младшим братом бога-оленя». Верхом на священном олене можно добраться до высших сфер космоса.
Ритуал ежегодного употребления пейотля начинается с длительного путешествия в горы за «младшим, братом бога-оленя». Во главе отряда паломников – шаман, который общается с Татевари – богом пейотля. Татевари – это «первошаман», который давным-давно возглавил первое паломничество к сакральному кактусу. В пути паломники соблюдают строжайшую нравственную дисциплину. У каждого из них имеется особая верёвочка с узелками, так своеобразно зафиксированы сексуальные связи.
Обнаружив первый кактус, шаман после театрализированного представления «убивает» его стрелой и оплакивает убиение брата божества. Затем кактус обрезается со всех сторон, и каждый из паломников получает кусочек священного растения. Как только будет собрано достаточное количество пейотля, участники «похода» отправляются в обратный путь, по дороге охотясь на оленей (чьё мясо не употребляется в обычное время).
На месте основного ритуала разжигается грандиозный костёр, куда участники после исповеди бросают свои верёвочки с узелками. Затем, как бывает во всех празднествах, начинается обильный пир с поглощением колоссального количества оленины и торжественным питьём «из священной плоти брата бога». Праздничная ночь проходит в неистовых плясках, оглушительном песнопении, сумасшедших прыжках и исступлённом веселье. Весь праздник продолжается три дня, на четвёртый день едва живые участники возвращаются домой и снова начинают неделю поститься.
БОРЬБА ЦЕРКВИ С КАКТУСОМ
Пейотль был первым энтеогенным растением, обнаруженным европейцами в Америке. Европа познакомилась с этим кактусом во времена конкисты приблизительно в 1577 году. Участник конкисты писал: «индейцы едят корень, который называют пейотль и которому поклоняются, словно это божество».
Первое описание употребления пейотля появилось в XVI веке благодаря францисканскому монаху Бернардину де Саагуну, написавшему в книге «Общая история Новой Испании»: «... сей дьявольский корень вызывает у тех, которые едят или пьют его ужасные или смешные видения». Францисканцу вторил лейб-врач испанского короля Филиппа II Франсиско Гернандес: «Этому корню приписывают удивительное действие... Тот, кто его принимает, приобретает божественную способность предсказывать будущее».
Не мудрено, что священный кактус стал для Церкви «дьявольским» растением, внушавшим ужас до такой степени, что список обязательных вопросов на исповеди пополнился и таким: «Пил ли ты или давал другим пить пейотль, чтобы раскрыть секреты или находить утерянную или украденную вещь?»
Однако неприятие Церкви только подстегнуло интерес европейцев к загадочному кактусу, и именно благодаря европейцам мир узнал, что значит «видеть» посредством пейотля.
РАСПАХНУТЫЕ ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
Известный писатель Олдос Хаксли как-то согласился испытать на себе мескалин и стал «подопытной крысой» своего друга и по совместительству психолога Хэмфри Осмонда (кстати, именно ему принадлежит введение в обиход слова «психоделия»). Описания этого опыта нашли отражение в книге «Двери восприятия» – «библии» революции сознания для хиппи.
Вот что описывает Хаксли:«... Я видел то, что видел Адам в день своего сотворения – миг за мигом чудо обнажённого бытия... Я, казалось бы, обнаруживал качественный эквивалент дыхания, ... непрерывный ток от красоты к красоте, ещё более возвышенной, от глубокого к ещё более глубокому смыслу. На ум пришли такие слова, как Благодать и Преображение...»
Ещё более чудные описания оставил Карлос Кастанеда, тоже испытавший на себе силу пейотля: «Собака начала пить. Я... увидел, что собака стала прозрачной. Вода тоже была сияющей прозрачной жидкостью... Я видел, как она проходит по горлу собаки в тело... Собака становилась радужной. Сильный свет исходил из её тела... Высшее счастье переполнило моё тело...»
Впрочем, не зря пейотль называют «кактусом привидений». Некоторым это растение открывает двери в ад. Например, на писателя Жана-Поля Сартра мескалин оказал поистине дьявольское воздействие. Беллетрист очень живо описал зонтик, который превращался в труп, и ботинки, превращающиеся в скелеты. Раки и полипы ему корчили рожи, а дома смотрели косо и скрежетали зубами. Это состояние Сартр обозначил, как «предел галлюцинаторного психоза».
БИБЛИЯ И ТРУБКА
Церковь всё же достигла некоторых успехов в искоренении «языческих» заблуждений у индейцев. Те из индейцев, кто принял христианство, начали связывать магическую силу пейотля с дьяволом и при виде данного кактуса старались осенить себя крестным знамением.
Однако полностью уничтожить культ пейотля церковникам не удалось. Эта борьба Церкви с кактусом приняла весьма неожиданную форму: в 1911 году в Оклахоме была создана «Церковь коренных американцев», куда вошли многие приверженцы пейотля, употреблявшие галлюциногенный кактус вместо христианской просфоры.
Своего рода продолжательницей такого «индейского христианства» стала ныне существующая на территории США и частично Канады «Туземная американская церковь», объединяющая ни много ни мало – 250 тысяч противников алкоголя и борцов за высокие моральные принципы и проповедующая пейотизм – употребление кактуса в культово-церемониальных целях.
Вероучение этой Церкви – непередаваемая смесь индейских религий и христианских догматов. Пейотист принимает таинство-пейотль так же, как обычный христианин – таинство-вино и таинство-хлеб, и делает он это, чтобы получить силу апа (Хана). Пейотль используется для обретения духовного знания. Принципы «христиан-пейтистов» таковы: «Белый человек говорит об Иисусе. Мы – говорим с Иисусом» и «Единственный способ учиться у пейотля – принимать его самого».
Но более всего всю специфику пейотизма раскрыл один из священников современного пейотизма Леонард Крой Дог: «Сила пейоты – это познание бога через пейоту. Бог – это Вакан Танка, Великий Дух. У нас есть Библия и Трубка... И тебя, мой друг, мы ни разу не спросим, во что ты веришь. В конце концов, это не имеет значения. Иисус и Вакан Танка равны. Бог и Женщина – Белая Бизониха, Христос и этот камень в моей сумке, свет керосиновой лампы и Святой Дух – всё едино. Понимаешь? Ешь пейоту, и тогда всё поймёшь».
ИСТИНА – В БУТОНАХ
Пейотль – это кактус, едва-едва поднимающийся над землёй. Его ещё называют лолофорой. На верхушке этого кактуса вырастают бутоны, содержащие психотропное вещество мескалин. Бутоны пейотля режут на маленькие кружочки («пуговки») и сушат на солнце несколько дней. Потом размалывают и заливают кипятком, чтобы получить подобие чая.
Пейотль называют «кактусом, открывающим привидения». Характер интоксикации при его употреблении, в общем, типичен для большинства галлюциногенов: обострение восприятия, яркие цветные иллюзии в виде геометрических фигур (что нашло отражение, кстати, в традиционной мексиканской живописи). Но и также – прояснение цветов и форм, активная познавательная деятельность, открывающая в увиденных по-новому вещах их новые смыслы сознания. И параллельно – огромный рост внутренней энергии, мощная активизация ресурсов организма. Подобное сочетание эстетических, физических и интеллектуальных переживаний создаёт впечатление благодатной мудрости и всезнания.
Но в отличие от наркотиков, пейотль не вызывает привыкания, не разрушает личность, не приводит к деградации или потере социального статуса. По крайней мере, у индейцев, которые относятся к пейотлю как к священному растению и используют его строго «по правилам» в сугубо сакральных целях. А вот употребление священного кактуса ради развлечения может привести к психологическим травмам.
Помимо сакрального значения, пейотль у индейцев имел чисто бытовое применение как лекарство от всех болезней. Оказывается, пейотль обладает антибактериальным действием, а вытяжки из него подавляют большинство болезнетворных организмов, в том числе и различные штаммы золотистого стафилококка.
Американцы никогда не понимали индейцев-аборигенов, и в 60-е годы XX века на волне борьбы с наркотиками употребление пейотля законодательно было запрещено в Техасе и ряде других штатов. Тем самым была сделана попытка уничтожить многовековой культ, целый пласт уникальной индейской культуры и просто самих индейцев, которым трудно доставать лекарства, а кактус был всегда рядом. Но пейотль пережил тысячелетия – переживёт он и антинаркотическую политику.
ПО СЛЕДАМ ОЛЕНЯ
Культ пейотля – это особый и сложный церемониал, отработанный в мельчайших деталях в течение сотен и сотен лет. Церемония случается лишь раз в год, и ей предшествует многодневный пост. Пейотль связан с тотемным животным – оленем, его ещё называют «младшим братом бога-оленя». Верхом на священном олене можно добраться до высших сфер космоса.
Ритуал ежегодного употребления пейотля начинается с длительного путешествия в горы за «младшим, братом бога-оленя». Во главе отряда паломников – шаман, который общается с Татевари – богом пейотля. Татевари – это «первошаман», который давным-давно возглавил первое паломничество к сакральному кактусу. В пути паломники соблюдают строжайшую нравственную дисциплину. У каждого из них имеется особая верёвочка с узелками, так своеобразно зафиксированы сексуальные связи.
Обнаружив первый кактус, шаман после театрализированного представления «убивает» его стрелой и оплакивает убиение брата божества. Затем кактус обрезается со всех сторон, и каждый из паломников получает кусочек священного растения. Как только будет собрано достаточное количество пейотля, участники «похода» отправляются в обратный путь, по дороге охотясь на оленей (чьё мясо не употребляется в обычное время).
На месте основного ритуала разжигается грандиозный костёр, куда участники после исповеди бросают свои верёвочки с узелками. Затем, как бывает во всех празднествах, начинается обильный пир с поглощением колоссального количества оленины и торжественным питьём «из священной плоти брата бога». Праздничная ночь проходит в неистовых плясках, оглушительном песнопении, сумасшедших прыжках и исступлённом веселье. Весь праздник продолжается три дня, на четвёртый день едва живые участники возвращаются домой и снова начинают неделю поститься.
БОРЬБА ЦЕРКВИ С КАКТУСОМ
Пейотль был первым энтеогенным растением, обнаруженным европейцами в Америке. Европа познакомилась с этим кактусом во времена конкисты приблизительно в 1577 году. Участник конкисты писал: «индейцы едят корень, который называют пейотль и которому поклоняются, словно это божество».
Первое описание употребления пейотля появилось в XVI веке благодаря францисканскому монаху Бернардину де Саагуну, написавшему в книге «Общая история Новой Испании»: «... сей дьявольский корень вызывает у тех, которые едят или пьют его ужасные или смешные видения». Францисканцу вторил лейб-врач испанского короля Филиппа II Франсиско Гернандес: «Этому корню приписывают удивительное действие... Тот, кто его принимает, приобретает божественную способность предсказывать будущее».
Не мудрено, что священный кактус стал для Церкви «дьявольским» растением, внушавшим ужас до такой степени, что список обязательных вопросов на исповеди пополнился и таким: «Пил ли ты или давал другим пить пейотль, чтобы раскрыть секреты или находить утерянную или украденную вещь?»
Однако неприятие Церкви только подстегнуло интерес европейцев к загадочному кактусу, и именно благодаря европейцам мир узнал, что значит «видеть» посредством пейотля.
РАСПАХНУТЫЕ ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
Известный писатель Олдос Хаксли как-то согласился испытать на себе мескалин и стал «подопытной крысой» своего друга и по совместительству психолога Хэмфри Осмонда (кстати, именно ему принадлежит введение в обиход слова «психоделия»). Описания этого опыта нашли отражение в книге «Двери восприятия» – «библии» революции сознания для хиппи.
Вот что описывает Хаксли:«... Я видел то, что видел Адам в день своего сотворения – миг за мигом чудо обнажённого бытия... Я, казалось бы, обнаруживал качественный эквивалент дыхания, ... непрерывный ток от красоты к красоте, ещё более возвышенной, от глубокого к ещё более глубокому смыслу. На ум пришли такие слова, как Благодать и Преображение...»
Ещё более чудные описания оставил Карлос Кастанеда, тоже испытавший на себе силу пейотля: «Собака начала пить. Я... увидел, что собака стала прозрачной. Вода тоже была сияющей прозрачной жидкостью... Я видел, как она проходит по горлу собаки в тело... Собака становилась радужной. Сильный свет исходил из её тела... Высшее счастье переполнило моё тело...»
Впрочем, не зря пейотль называют «кактусом привидений». Некоторым это растение открывает двери в ад. Например, на писателя Жана-Поля Сартра мескалин оказал поистине дьявольское воздействие. Беллетрист очень живо описал зонтик, который превращался в труп, и ботинки, превращающиеся в скелеты. Раки и полипы ему корчили рожи, а дома смотрели косо и скрежетали зубами. Это состояние Сартр обозначил, как «предел галлюцинаторного психоза».
БИБЛИЯ И ТРУБКА
Церковь всё же достигла некоторых успехов в искоренении «языческих» заблуждений у индейцев. Те из индейцев, кто принял христианство, начали связывать магическую силу пейотля с дьяволом и при виде данного кактуса старались осенить себя крестным знамением.
Однако полностью уничтожить культ пейотля церковникам не удалось. Эта борьба Церкви с кактусом приняла весьма неожиданную форму: в 1911 году в Оклахоме была создана «Церковь коренных американцев», куда вошли многие приверженцы пейотля, употреблявшие галлюциногенный кактус вместо христианской просфоры.
Своего рода продолжательницей такого «индейского христианства» стала ныне существующая на территории США и частично Канады «Туземная американская церковь», объединяющая ни много ни мало – 250 тысяч противников алкоголя и борцов за высокие моральные принципы и проповедующая пейотизм – употребление кактуса в культово-церемониальных целях.
Вероучение этой Церкви – непередаваемая смесь индейских религий и христианских догматов. Пейотист принимает таинство-пейотль так же, как обычный христианин – таинство-вино и таинство-хлеб, и делает он это, чтобы получить силу апа (Хана). Пейотль используется для обретения духовного знания. Принципы «христиан-пейтистов» таковы: «Белый человек говорит об Иисусе. Мы – говорим с Иисусом» и «Единственный способ учиться у пейотля – принимать его самого».
Но более всего всю специфику пейотизма раскрыл один из священников современного пейотизма Леонард Крой Дог: «Сила пейоты – это познание бога через пейоту. Бог – это Вакан Танка, Великий Дух. У нас есть Библия и Трубка... И тебя, мой друг, мы ни разу не спросим, во что ты веришь. В конце концов, это не имеет значения. Иисус и Вакан Танка равны. Бог и Женщина – Белая Бизониха, Христос и этот камень в моей сумке, свет керосиновой лампы и Святой Дух – всё едино. Понимаешь? Ешь пейоту, и тогда всё поймёшь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий