суббота, 26 мая 2012 г.

Тайны ларца из британского музея


Тайны ларца из британского музея


Ларец, о котором пойдет речь, известен в литературе под названием «Franks casket». Он был найден в Аузоне (Франция) в XIX веке и в 1867 году был подарен Британскому музею, где находится и поныне. Отсутствующая правая панель ларца была обнаружена в 1890 году в Италии и теперь хранится в Национальном музее во Флоренции. Панели ларца покрыты вырезанными из кости рисунками и надписями, сделанными руническими знаками и латинскими буквами. Вот уже более 1300 лет рисунки и надписи ларца хранят тайну своих первых владельцев.

Та тайна так и осталась неразгаданной, – иначе бы ларец не сохранился. Со временем старая тайна потеряла свое значение, а ларец стал использоваться, как обыкновенная шкатулка. Но вся та информация, которую нес на себе ларец, приобрела в современном нам мире совершенно иное значение и стала еще большей тайной, которую теперь надежно хранили другие стражи: утеря корней «древнеанглийского» языка и незнание «англо-саксонских» рун. Знали бы англичане, что надписи на ларце сделаны в Британии народами, говорившими на языке славян и писавшими славянскими рунами, – вряд ли бы он открыто хранился в Британском музее. А как сконфузились с этим ларцом историки, лингвисты, знатоки религий и т.д. и т.п. – можете судить сами, если ознакомитесь с работами этих специалистов по данному вопросу. Достаточно сказать, что до сих пор не был прочтен даже текст, написанный латинскими буквами.

Чтобы прочесть то, что написано на панелях ларца, нет необходимости путешествовать во времени и изучать в довольно отдаленном прошлом «древнеанглийский» язык, «древнегерманскую» культуру и учиться несуществующим «англо-саксонским» рунам. Все эти германофильские выдумки появились в XVII — XIX веках и были запущены в научный оборот, как непререкаемые истины, самими же «германцами». Жить в Европе, не имея приличной истории, было как-то неудобно. Вот эти новоиспеченные христиане и прихватили себе все, что осталось от народов Европы после их опустошительных крестовых походов.

В центральной, северной, северо-восточной и юго-восточной Европе в первом тысячелетии нашей эры существовала одна общеевропейская руническая письменность, – это руническая письменность славян или, если кто-то считает, что так будет точнее, – праславянская руническая письменность [1, 2]. В южной Европе древняя руническая письменность была у этрусков, но здесь ее мы касаться не будем. Поэтому рунические надписи на этом ларце можно попробовать прочитать при помощи славянских рун на славянском (русском) языке.

На Рис. 1 показан общий вид ларца, который имеет размеры 12.9 см x 22.9 см x 19.1 cм.

Тайны ларца из британского музея

Рис. 1. Общий вид ларца-шкатулки из Аузона.


1. Верхняя панель ларца

На верхней панели шкатулки (Рис. 2) вверху справа вырезана всего одна короткая руническая надпись «ЧУ-ЗЪ-И-ХЪ-И», которая может означать «Чужие». Под чужими здесь обозначены находящиеся в правой части панели правитель, сидящий во дворце, и его охрана в виде воина-лучника. Эти самые «чужие» расположены в пределах крепости. Вторая надпись не совсем понятна (она нацарапана на щите одного из воинов с мечом, осаждающих крепость), возможно, это знаки «R» и «Г».

Тайны ларца из британского музея

Рис. 2. Верхняя панель ларца.

Таким образом, на верхней панели ларца прямо показано, что власть в стране захватили «чужие», и этим захватчикам было оказано вооруженное сопротивление.

Передняя панель ларца

На передней (лицевой) панели ларца изображены два сюжета, вокруг которых имеется руническая надпись (Рис. 3).

Тайны ларца из британского музея

Рис. 3. Передняя (лицевая) панель ларца.


Текст на этой панели читается сверху от центра против часовой стрелки. Лигатуры (составные руны в виде одного знака) здесь и далее даны в фигурных скобках. Левая часть верхней строки читается справа налево: «БО-ЖЕ {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ХЪ-{ВЪ-НЪ}: ЛА-РА {ТЪ-А-И-НА}».

Строка слева (читается сверху вниз): «НЕ {ВЕ-ЧИ}: ВО-РА-ЧИ-НЕ {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} РЪ-{ЧИ-НО}».

Нижняя строка читается слева направо: «ПО {ВЪ-ВЪ-ЧИ} РО-КА-И ЗЪ ТА-БО МА-Я ЗА-НЕ {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} МА-{ТЪ-А-ЧИ}-Я ЧА-ДА НЕ-Я {ВЪ-ВЪ-ЧИ}-Я ЗА-ЛА-И Я-КЪ: {ВЪ-ЧИ} ЗЪ-ДА-Я {ВЪ-ЧИ} РО-».

Строка справа (читается снизу вверх): «ЗЪ-И-РЪ-МА ВЪ НЕ-МЪ».

Правая часть верхней строки (читается справа налево): «ЗЪ РЪ-МА ВЪ-НЪ НЕ {ВЪ-ВЪ-ЧИ} {ВЪ-НЪ} {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} {ЧИ-НО} {ВЕ-ЧЕ}».

Весь текст означает примерно следующее: «Боже Волче, прячь ларец тайный не вечно. Возвратится волчье рычание. По-волчьи зарычит за тебя моя волчица-мать, дети ее волчьи залают как. Всегда ожидая вечное разорение в нем с Рима. Он, не волчий. Он Волка (культ, закон) установил навсегда». Под верхней строкой справа (мелкими рунами над правым рисунком) имеется надпись: «ПЪ-ЧЪ-ЗЪ-И», что может означать «почести» или «почитание». Всего на лицевой панели 70 явных письменных знаков, из которых 18 знаков – лигатуры, общее число рун на лицевой панели вне области рисунков – 100.

Небольшое изображение волка, к которому обращена надпись, присутствует вверху слева и внизу слева (по всей вероятности такие же изображения были и с правой стороны этой панели), а центральное изображение волка и волчицы дано на левой панели (Рис. 5). Кроме того, изображения волка имеются на задней панели (Рис. 4) и на правой панели (Рис. 6). Рунический текст на лицевой панели прямо не связан с сюжетами, изображенными на ней. Сцена слева возможно связана с представлениями о перевоплощении души после смерти человека. Тело умершего показано внизу у ног стоящих богов, высвобождающих душу человека и затем переправляющих ее в верхний мир при помощи птиц. В верхней части левой сцены (рядом с головами), возможно, изображены три рунических знака – лигатуры, значение которых пока неясно. Средний знак несколько похож на известную из ранних надписей Скандинавии лигатуру «ЧА-СЪ», означающую «Время», но представленную в перевернутом виде. Правый знак аналогичен среднему, но повернут в противоположную сторону. Левый знак похож на крест. Такой же крестообразный знак или предмет изображен над клещами, которыми была извлечена душа человека.

Правая сцена – явно из земного мира, показывающая религиозное почитание (в храме) или даже возможно почитание законной светской власти (в противоположность сюжету на верхней панели шкатулки (Рис. 2)). Если же оба мотива являются религиозными, то таким образом может быть показано двоеверие во времена распространения раннего христианства.

Задняя панель ларца
На задней панели ларца изображен многоплановый монументальный сюжет с надписями, выполненными руническими знаками и латинскими буквами (Рис. 4).

Тайны ларца из британского музея

Рис. 4. Задняя панель ларца.


Текст на задней панели начинается слева крупными знаками снизу вверх, а затем продолжается левой частью верхней строки: «{ЧИ-НИ} МИ-РЪ И {ВЪ-НИ}-МА ЗА ТО {ВЕ-ЧЕ} ДА-ТЪ-И ТО-БЕ РА-МА-НИ ЖИ-ЗЪ И БЪ-РА-МА {ВЕ-ЧИ} РА-БЪ-И».

Правая часть верхней строки выполнена полностью латинскими буквами:

«(T)hIE RUGI а N ThIE RU r CCU m ». Начальная буква «Т», показанная в круглых скобках, образована горизонтальной и вертикальной ограничительными линиями.

Следующая фраза начинается строкой справа, читаемой сверху вниз, и заканчивается разорванной нижней строкой – тремя руническими знаками слева внизу и пятью рунами внизу справа: «{ВЕ-ЧЕ} {ВО-Н}-И ТО {ВЕ-ЧЕ} ТО {ВЕ-ЧЕ} РИ-МА РА- … -ЖИ {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ПО- … -ЗЪ-И-РА-ХЪ».

Весь текст на этой панели означает следующее: «Устанавливай мир и понимай: за то навсегда дают тебе римляне жизнь и берут (в) вечные рабы.

Руги Руссы.

Вечные они то вечные, то(го) вечного Рима силу (мощь) Волче пожрет».

Определенный артикль перед наименованиями народов показывает, что на рисунке этой панели изображены именно эти народы, Thie Rugian Thie Rurccum, то есть Руги и Руссы.

На этой панели представлены самоназвания двух родственных народов. Ранее, из рунических надписей Скандинавии, уже следовало, что руги – это более узкое наименование одного из народов Руси.

Наличие плохо произносимой (практически нечитаемой) второй буквы «r» в слове Rurccum возможно связано с тотемным наименованием народа. Слово «Рурик» с корнем «рур» в восточной и юго-восточной Европе означает «Сокол». В более позднем латинском наименовании Руссов буква «r» перенесена за сдвоенное « s » – Russorum (например, хронист начала XIV века Петр из Дусбурга называет кривичских руссов «Creviczensivim Russorum»). В таком случае наименования Ру(р)ссы и С(о)к(о)лавяне – синонимы, тотемные наименования одного и того же народа в различных частях Европы.

Вопрос о том, какое наименование появилось раньше, славяне или руссы, не имеет однозначного ответа. Славянских народов (в современном этнокультурном понимании и принадлежности к одной языковой группе) было много, поэтому некоторые из них могли иметь и другие собственные названия или были названы по какому-нибудь другому признаку их соседями. Тех же ругов, которые в самом начале первого тысячелетия были жителями «Скандинавской» Руси, можно по месту проживания назвать руссами, а по современному языковому признаку отнести к славянам, хотя они имели в качестве тотемного божества Волка, а не Сокола.

Надпись на задней панели содержит 43 рунических знака (из них 9 знаков – лигатуры) и 21 латинскую букву. Всего на этой панели 55 рун, 54 собственно в надписи и одна руна в центре панели, под аркой, – «БО». По-видимому, арка – храм, условно выражает тотемное и духовное начало показанных на рисунке основных сословий общества ругов и руссов того времени: правящей элиты, профессиональных воинов и всего остального народа городов и весей, показанных на этой панели за пределами арки-храма. В верхней части арки-храма расположены тотемные божества, между которыми расположена огромная руна «БО» – Бог. У ругов – это Волк (его голова смотрит влево), у руссов – это Сокол (его голова смотрит вправо). Тотемные божества опираются на сидящих коней, возможно, как на основу земледельческой культуры. На нижнем ярусе слева показан тип государственного правления ругов. В центре – король ругов (сидит на троне), а по сторонам от него – военная и гражданская элита. На нижнем ярусе справа показан тип государственного правления руссов – вече или народное собрание. На этой панели показан союз братских славянских или праславянских народов: ругов и руссов. Обращение в тексте к своему тотемному божеству – Волку и его многократное изображение на ларце указывает на то, что текст на ларце писался ругами, принадлежность которых к славянскому миру (в современном его понимании) не вызывает никаких сомнений.

Левая панель ларца


На левой панели ларца (Рис. 5) имеется рунический текст, который организован так, что его чтение является круговым (по часовой стрелке), причем при чтении панель должна поворачиваться относительно центра. В центре изображен волк, а по краям – воины. Часть рисунка, изображающая сосущих волчицу Ромула и Рема, повернута на 180 градусов относительно волка и воинов.

Тайны ларца из британского музея

Рис. 5. Левая панель ларца.


Надпись на левой панели начинается с левой строки (снизу вверх): «{ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ДА-ХЪ-ЧЕ БО НИ НИ МО-ЗА».

Далее идет верхняя строка (слева направо): «РЪ-{ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ПЪ-РО-{ВЕ-ЧЕ}-ХЪ БЪ-РА {ХО-ВА}-НИ ЖИ-РЪ-МА БО ПЪ-РО-{ВЕ-ЧЕ}-ХЪ БЪ РА-ТА-РО-ВА ЗА-МЕ-НИ».

Продолжается надпись правой строкой (сверху вниз): «ЗА И-ВО РЪ-{ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ДА-ЧЕ-РЪ».

Заканчивается эта надпись нижней строкой: «{ВЕ-ЧИ} {ВЪ-НЪ} ВА-ЖИ ЖИ-ЧИ {ЧИ-НЪ}-И-ЧИ РО-БЪ-И МА-ЛА НИ {ВЪ-ВЪ-ЧЕ} ПО ЧЕ-ЛО-ЧИ РА-ТА-РЪ-И:».

Весь текст на левой панели означает примерно следующее: «Волче, дай (сил) так как нельзя не зареветь. Начальник (новый) берет, прячет (утаивает) жалование, так как начальник бы(л) воинский заменен. Из-за него плачет дочь. Всегда он важно (богато) живет и устанавливает работы (для нас) нисколько ни по-волчьи (не в соответствии с тем, что было положено при прежнем начальнике) лицам воинским».

Текст на этой панели состоит из 67 рунических знаков, из которых 10 знаков – лигатуры, а всего в этом тексте использована 81 руна.

Правая панель ларца (Рис. 6).

Некоторые руны на этой панели отличается по технике и начертанию от рун на предыдущих панелях.

Тайны ларца из британского музея

кликнуть для увеличения

Тайны ларца из британского музея

Рис. 6. Правая панель ларца.


Надпись вокруг изображения читается по часовой стрелке, начиная с верхней строки.

Верхняя строка (читается слева направо): «ЧИ-НО НЕ РЪ-ЧИ-НО НЕ ??? РЕ-ША ТО ЛЪ-ДЪ ? НИ ЧИ-НО ЛА-РЪ ПЪ-ВЪ-НЕ РЪ ЗЪ-ЛА-ТА ЗА-ХЪ-(ЧЕ?)».

Правая строка (читается сверху вниз): «ЖИ-РЪ ? (ЗЪ?) ? ДА РА (ДА?) (НЕ?)».

Нижняя строка: «{ЧИ-НИ}-ША РЪ-ША НЕ РЪ-ТО-(ТА)-НЕ ЗА (ЗЪ)-РА ЗА РЪ-(ТА) {ВЪ-НЪ}-РА ЛА-РЪ ЖИ-МА НИ РА-? РЪ ЗЪ-ЛА-(ТА)».

Левая строка (читается снизу вверх): «НИ ЖИ-РА НЕ (ВЪ-НЪ?) ТО ?-РЪ-НИ-ЛО».

Так как около полутора десятков знаков на этой панели пока точно не определены (даны в круглых скобках или заменены вопросительным знаком), связный текст вне поля рисунка получить трудно. Улавливаются только некоторые возможные слова: «устанавливать», «решать», «люди», «ларь», «полный», «золото», «захотеть», «богатство» и некоторые другие. В поле рисунка также имеются надписи. В верхней части: «РЪ-И-РА-ЛЪ-И ВЪ-И-ТА {ВЪ-ВЪ-ЧЕ}», что означает «Пахари (землепашцы) приветствуют Волка»; в нижней части рисунка: «РО-БО-ЖЪ-БО», что означает «Работа» или «Труд».

6. Время изготовления ларца.


Смена культа волка, отмеченная прекращением чеканки изображения волчицы на британских монетах и введением новых золотых монет взамен старых, происходила ориентировочно в период с 620 года по 660 год н.э. [2]. Судя по прочитанному тексту, шкатулка могла быть изготовлена как раз в этот период или не намного позже, то есть где-то во второй половине VII века. К тому времени руги уже имели тесные и длительные контакты с Римом, в частности, они упоминались в качестве римских федератов в Веронском документе (307 – 314 годы). Руги, по-видимому, осознавали опасность религиозной и политической экспансии христианского Рима, что и отразили в надписях и на рисунках ларца.

[1] Сокол-Кутыловский О.Л. Краткий обзор некоторых рунических надписей континентальной Европы. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14531, 01.08.2007.
[2] Сокол-Кутыловский О.Л. Рунические надписи из Британии. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14567, 13.09.2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Translate