воскресенье, 20 мая 2012 г.

"Живая этика" - духовные заповеди Учителей человечества

"Живая этика" - духовные заповеди Учителей человечества12 февраля 1879 года в одной из известнейших аристократических семей Санкт-Петербурга родилась девочка, названная Еленой.




Родители ее принадлежали к славному роду Голенищевых-Кутузовых.
С самых ранних лет жизнь Елены была отмечена необычными способностями, проявляемыми ею. Девочка знала обо всем, что должно было произойти в ее жизни и в жизни ее семьи, заранее. Она предвидела будущее, предсказывая все значительные и незначительные события, которые случались с ней и членами ее семьи: пожары в доме, болезни и смерть родственников, даже отмену ее уроков.


Когда же девочка подросла, ее предвидения и вещие сны-видения стали касаться жизни не только ее семьи, но и всей страны, - политических событий будущего, которые не были известны никаким, даже самым проницательным государственным деятелям. В своих видениях Елена предвидела начало Первой мировой войны, территориальные изменения карты Европы, вызванные войной, предвидела она и Октябрьскую революцию в России...

Дар пророчества - тяжелый дар. Об этом свидетельствовали ясновидящие и пророки всех времен. Ясновидящий несет на себе тяжесть не только своего одиночества - неизбежной расплаты за необычность и непохожесть на других. Он несет в своей душе еще и тяжесть знания будущего - никому, кроме него, не ведомого.

Тяжесть знания грядущих перемен, тревожная, никем не разделенная, с ранних лет легла на плечи маленькой Елены. Дар ясновидения, свойственный ей, пугал ее родных и близких: те страшно сердились, когда девочка говорила, что у них в доме скоро будет пожар. А когда пожар происходил -боялись поверить в пророческий дар ребенка, старались уверить себя, что это очередное случайное совпадение.

Но эти предвидения не были случайными. Маленькой девочке действительно было известно то, чего не знали окружавшие ее взрослые. Может быть, именно поэтому ее любимой книгой в детстве была Библия. Пробравшись в кабинет отца - известного своим высоким профессионализмом, талантом и прогрессивными политическими убеждениями архитектора И.И. Шапошникова, - девочка тайком брала из книжного шкафа тяжелый том Библии и уносила к себе в детскую, сгибаясь под тяжестью книги. Там, а тишине и одиночестве, она рассматривала диковинные картинки - иллюстрации Дорэ - и думала о чем-то. Как будто что-то вспоминала...

В философских учениях Востока говорится, что человек рождается и живет на свете не однажды, что все мы проходим цепь перевоплощений или реинкарнаций, и каждый из нас уже жил в этом мире когда-то. В те годы девочка еще не знала об этом. Но с замиранием сердца вновь и вновь открывала Библию, смотрела на дивный облик Христа - и ей казалось, что когда-то она уже видела его.

Рисунки из Библии напоминали ей о тревожных, тяжелых видениях, преследовавших ее с раннего детства. Это были видения страшной катастрофы, гибели всей Земли. Один и тот же сюжет, с небольшой разницей в деталях, часто повторялся в ее снах. В этих снах она стоит у окна и со страхом всматривается в темно-желтое небо. Сумерки быстро сгущаются. Стаи птиц, ласточек, с. тревожными криками низко летают над землей, животные и люди в беспокойстве спешат спрятаться по домам. Раздается оглушительный удар грома или гигантского взрыва, и земля начинает колебаться. Девочка в ужасе вбегает в соседнюю комнату, где находились ее родители, И говорит им: "Разве вы не видите, что земля гибнет, наступил конец мира!"

Эти сны наполняли тревогой и смятением маленькое сердце. Кому могла она рассказать о них? Тогда девочка еще не знала, что очень редко, может быть, не каждое столетие, рождаются на Земле люди, которым суждено проникать за завесу времен духовным зрением своей души.

Одним из таких людей был Иоанн Хризостом, автор библейского Апокалипсиса. Картины грозных потопов и конца света, которые видела девочка в Библии, напоминали ей ее собственные видения... Позднее, когда она вырастет, она узнает и о пророчествах Иоанна, и о прозрениях Нострадамуса, и о предвидениях знаменитого ясновидящего Эдгара Кейси, - современника Рерихов. Все, что предсказывали они, совпадало с ее детскими снами, предчувствиями и предвидениями ее ранних лет...

Время шло своим чередом. Девочка выросла и превратилась в барышню поразительной красоты, первую красавицу столичного Санкт-Петербурга. Она увлекалась искусством и философией, делала необычные успехи в музыке: лучшие преподаватели Петербурга прочили ей будущее блестящей пианистки Многие богатые молодые люди из знатных семей добивались ее руки.

Однако ни внешний блеск светской жизни, ни роскошь и богатство не могли заслонить мир нездешних, духовных видений и образов, живших в ее душе. Елена не принимала предложений женихов-миллионеров, чувствуя их внутреннюю пустоту. Ей не хотелось беспечных развлечений светской жизни, ей хотелось духовного знания. И был лишь один человек в тогдашнем Санкт-Петербурге, чьи стремления, талант и ум оказались родственными ее интересам и надеждам. Этим человеком был молодой, но уже тогда известный художник, археолог, педагог, культурный и общественный деятель Николай Константинович Рерих. В 1901 году Елена Ивановна стала его женой.

Интерес к духовному самопознанию, стремление к самосовершенствованию, свойственные Елене и Николаю Рерихам, не могли не привести их к изучению эзотерической философии Востока, к которой обращалось не одно поколение людей, ищущих подлинной мудрости. Передовая наука уже при жизни Рерихов заговорила о том же, о чем учила и философия Востока, - об иных мирах и состояниях материи, о сложной, многомерной природе человека. По всей Европе и Америке создавались общества психических исследований, серьезные ученые изучали различные спиритуалистические и, как тогда говорили, оккультные феномены.

Елена и Николай Рерихи живо интересовались всем, что имело отношение к миру духовному, тем более, что этот мир начал проявляться в их собственной жизни с ранних лет. Однако по природе своей они были реалистами. Изучая эзотерическую философию, они всегда относились к ее утверждениям объективно и критически, предпочитая доверять лишь подтвержденным жизнью фактам. В одной из статей Н.К. Рериха есть такие строки: "Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем
"странные" случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем в кучу огулом. То, что четверть века назад было смешно, теперь наполняется особым значением".

Особое значение эзотерической философии стало очевидным для Рерихов потому, что сама их жизнь подтверждала правоту эзотеризма многими конкретными фактами. К этим фактам относились и необычные способности Елены Ивановны Рерих, свойственный ей дар ясновидения и интуитивное знание о многом, не известном большинству людей, но подтверждаемом философскими источниками.

О чем же узнали Рерихи из книг по эзотерике? В эзотерических источниках, в частности, в книгах Е.П. Блаватской, говорилось о том, что с древнейших времен на нашей планете существовал центр Высшего Разума и высшего знания. Со времен Атлантиды в этом центре объединялись великие духовные Учителя человечества, - подвижники, овладевшие тайнами материи и неведомыми людям силами природы. Они создали свою обитель для того, чтобы успешнее бороться с силами мирового зла и помогать духовной эволюции остального человечества. В тибетском фольклоре этот таинственный центр получил название Шамбала.

Эзотерические источники говорили о том, что в течение веков и тысячелетий многие поколения духовных Учителей, живущих в этой обители, появлялись среди людей в качестве выдающихся духовных и общественных деятелей, основателей новых научных учений и теорий, и учили их наукам, искусствам и ремеслам. Они выполняли свою просветительскую миссию незаметно и мягко, ничего не говоря непосвященным о существовании своего центра. Идея существования обители высшего Знания глубоко запала в душу Рерихов. Рерихи стали стремиться к поездке в Индию, надеясь узнать там больше о духовных Учителях Востока, называемых в Индии Махатмами -"Великими душами".

Однако волей судьбы долгожданная встреча произошла не в Индии, а в Лондоне, в 192.0 г. Эта встреча была судьбоносной в жизни Рерихов. Они стали не просто последователями, но и ближайшими сотрудниками Учителей легендарного Братства Посвященных. Именно им было доверено Учителями поручение огромной важности - принятие и передача всему миру нового духовно-философского учения, Агни Йоги, или Живой Этики.

Создание и распространение учения Агни Йоги стало одним из важнейших аспектов мировой по своему значению духовно-просветительской миссии Рерихов. И главную роль в этой миссии суждено было выполнить Е.И. Рерих -именно на нее была возложена задача принятия учения от ее духовного наставника, Махатмы Мории, и создание на основе передаваемых ей текстов отдельных произведений из серии Агни Йоги.

Основы эзотерической доктрины Востока передавались Елене Рерих ее Учителем путем особой духовно-телепатической связи, установление которой стало возможным благодаря способностям яснослышания и ясновидения, которыми она обладала от рождения. Однако передача учений Махатм их сотрудникам не была механическим процессом переписывания или записи под диктовку готового текста. Из всего разнообразия материала, сообщенного Учителями, им надлежало отобрать то, что было наиболее актуально и доступно их современникам - людям Запада. Именно поэтому Елену Ивановну Рерих Махатма Мория считал соавтором своего учения.

Но этим не исчерпывалась задача, взятая на себя Еленой Ивановной. Она не просто приняла учение от Учителя, не только сформировала на его основе серию книг, но и написала значительные по объему (интереснейшие по содержанию!) комментарии к особенно актуальным и интересным вопросам из книг Агни Йоги. Эти комментарии давались ею на протяжении целого ряда лет в ее письмах сотрудникам, членам рериховских обществ и культурных организаций, с которыми сотрудничали Рерихи.

Наиболее значительные и важные фрагменты писем Елены Ивановны были включены в сборник "Сокровенное Знание", составленный так, чтобы у читателя сложилось представление об основных темах и разделах знаний, раскрытых в учении Агни Йоги. Последователи эзотерических учений окрестили эту книгу "Энциклопедией эзотерики". Действительно, вряд ли есть а эзотерических учениях такая тема или вопрос, на который не содержалось бы ответа в письмах Елены Рерих.

Сокровенное Знание, ради обладания которым поклонники тайных учений предпринимали когда-то трудные и опасные путешествия на Восток, стало доступным каждому благодаря удивительной русской женщине, духовный подвиг которой мы еще не оценили по достоинству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Translate