Постоянно проживая в Хакасии или бывая в
наших краях проездом, нельзя оставить без внимания разбросанные по
бескрайним степям каменные надгробия древних. А подойдя к ним поближе,
дабы сфотографироваться на память, досужий путешественник может
обнаружить едва заметные бороздки, причудливо украшающие поверхность
камня, и даже рассмотреть замысловатый рисунок. Эти следы давнего
прошлого некоторые специалисты датируют 3-4 тысячелетиями до нашей эры. В
Хакасии их предостаточно, а желающим подробнее ознакомиться с подобными
древностями можно посоветовать посетить Полтаковский музей наскального
искусства «Хайа Хоос» (переводится с хакасского языка как «наскальный
рисунок»).
Полтаков музей
Находится он на аскизском тракте между Аскизом и Таштыпом. Примерно на середине пути увидите указатель «Полтаков музей». Смело сворачивайте — не ошибетесь. Теперь осталось проехать немного по деревенской улице и направо. Там, сразу за заброшенными бревенчатыми избенками с прохудившимися крышами, увидите добротное железобетонное здание сельской администрации брежневской поры. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия на полях Есинского совхоза устраивали систему оросительных каналов, на пути русла которых оказались древние курганы. Конечно, курганы пришлось сносить, а заодно и проводить незапланированные раскопки. Тогда и свезли сюда множество каменных плит с древними наскальными рисунками. В древних погребениях были найдены керамика, золотые украшения, оружие.
Особо ценные артефакты ученые забрали в Эрмитаж, где они хранятся до сих пор. А вот каменных стел хватило и на вывоз, и в избытке осталось местному музею, для размещения которого в новом здании администрации выделили сразу два зала.
Впрочем, основная экспозиция музея представляет собой стеларий под открытым небом, в центре которого сформирован рукотворный курган со смотровой площадкой наверху, а с обеих сторон асфальтированных дорожек — аллея из каменных стел с рисунками. В погожий день тут можно, не спеша прогуливаясь и вдыхая степные запахи, рассматривать замысловатые рисунки. Но о них — чуть позже.
Четыре верблюда
и Пять сестер
Рассказ об этом местечке следует начать с местных географических названий. Топонимика тут «наследила» куда живописнее. Одно только название деревеньки существует в трех вариантах. Так, например, наименование «Полтаков» произошло от имени состоятельного местного скотовода, охотника, торговца пушниной и просто, наверное, уважаемого человека Полтака Тодинова, проживавшего здесь в свое время. А «Есино» – от давным-давно расформированного Есинского совхоза, который был, говорят, вполне рентабельным и включал в свой состав четыре окрестные деревеньки. Название совхоза, в свою очередь, происходило от речки Есь.
Экскурсовод музея Артем Тохтобин знает еще одно наименование деревни, которое широко используется местными жителями — Перемае – и предполагает, что это не что иное, как «Первое мая», испорченное местным диалектом.
Взобравшись на смотровую площадку музейного кургана, понимаешь, как удачно расположен поселок – в пологой ровной ложбинке, со всех сторон которую защищают от ветров горы. С севера это «Четыре верблюда» – безлесые, плавные их склоны и вправду словно повторяют форму горбов животного. Говорят, много веков назад тут была стоянка торговых караванов, бредущих из Китая в европейскую часть материка. А на юге возвышаются «Пять сестер» – остроконечные, поросшие лесом вершины. Существует красивая легенда, как пять девушек пошли в лес по ягоду, а на обратном пути к дому на вершине холма обернулись и увидели, что на деревню надвигается сильное наводнение. И так желали они спасти своих родных и близких от неминуемой гибели, что встали лицом к сокрушительному потоку, плечом к плечу, и... обратились в горы.
Скотские мотивы
Вот в таком удивительном поселении и обрели свое новое пристанище загадочные рисунки древних. Если о стелах Абаканского краеведческого музея и сварливом нраве окружающих их духов ходят недобрые слухи, то полтаковских жителей древняя магия ничуть и не тревожит. А все приезжающие сюда посетители могут, ничего не опасаясь, рассматривать рисунки и даже снимать с них копии при помощи цветных мелков и флизелина...
На древних рисунках, коих более тысячи на 93 стелах, бегут вдаль олени с ветвистыми рогами, горные бараны, лошади, летят птицы. Самое древнее изображение — это бычок, относящийся к Афанасьевской культуре. Его и других реально существующих в природе животных — дикий и домашний скот – изображали на камне вплоть до девятнадцатого века. Некоторые исследователи утверждают, что делали это пастухи на досуге. Что сомнительно. Имелось ли у пастухов достаточно свободного времени, чтобы во время работы на солнцепеке еще и дополнительно утруждать себя работой по камню?
И в то же время достаточно убедительно — кому в таком случае и зачем потребовалось рядом со схематичными конями выбивать изображения древних тамг — клейм, которыми метили скот, принадлежащий тому или иному роду. Не иначе, как непосредственно владельцам животных. Возможно, при помощи таких меток велся учет скота и размечались территории пастбищ, принадлежащих местным родам, как знать.
Магия,
фантазии, гипотезы
Помимо таких вот утилитарных и реалистичных сюжетов, на камне множество магических рисунков. Наибольший, наверное, интерес представляет собой фантастический зверь Тагарской эпохи. Его рога, венчающие голову какого-то копытного, украшены бубенчиками, а из пасти не то вырывается пламя, не то раздвоенный язык змеи. Хвост кошки, лапы птицы, челюсти льва — зверь из подземного мира, не иначе!
А вот и антропоморфные существа. Изображение личин поделено на три равные части. Верх — волосы существа повторяют форму лучей заходящего солнца. Середина – трехглазый взгляд не то с чертами фантастического лица, не то со своего рода орнаментом. Низ — зияющий рот.
Говорят, древняя личина символизируют основы ранних мировоззрений шаманизма — три мира – высший, средний и нижний. Высший населен верховными духами и космическими существами, средний — людьми, а нижний — духами гор, рек, ветров, темных сил. Туда же уходят и умершие люди. Техника исполнения рисунков — глубокие борозды в камне. Порой единичные, порой многократно повторяющие друг друга. Ни разу в интернете не нашла я упоминания о том, что эти рисунки изначально были окрашены. Хотя... я бы их раскрасила. Красным и золотистым — солнечные лучи над головой, белым и черным — пронзительный взгляд потусторонних глаз, серо-кроваво-черным — зияющее отверстие рта.
Во-первых, потому, что воздействие цвета на человеческое восприятие сложно переоценить, а любое творчество, направленное на подсознание визуальным путем, чаще всего прибегает к помощи цветовых решений.
Во-вторых, потому что, например, древние греческие храмы, скульптуры и жилые постройки не всегда были такими уныло-бесцветными, какими мы видим их в музеях и выставочных залах. Изначально они были окрашены. Да-да, мраморным статуям покрывали красочным слоем лица, наносили румяна, прорисовывали глаза, раскрашивали туники, тоги, рисовали кайму на них. На каменных колоннах и карнизах древних храмов и городских сооружений тоже сохранились частички красочного слоя. Древние гробницы египтян сохранили многоцветие рисунков во мраке пирамид, а вот пигмент на каменных стелах мог и выгореть за долгие века пребывания на солнце и под землей. Из-за атмосферных осадков, возможно, требовалось регулярно обновлять окрашивание.
Ну и третьим аргументом в пользу многоцветности магических изображений является доступность и возможность получения самого разнообразного набора красок природного происхождения прямо в степи. Разнообразный спектр местных глин — голубая, белая, красная, оттенки глиняной охры от светло-желтого до золотисто-оранжевого, изве стковые белила, сажа от костра — все это вполне можно использовать в наскальной живописи. И, возможно, подтверждением этой смелой гипотезы является окаменевший лишайник в углублениях, который в Полтаково можно смело попытаться выковырять ногтем. Сейчас.
В те времена, когда вся эта магия создавалась, наверняка и приближаться-то к этим недружелюбным сущностям не всем было позволено. Не стоит говорить и о том, что выбивались культовые изображения пастухами, пасущими скот. Жрецы потрудились над их созданием, не иначе. Ведь налицо не только соответствующая техника исполнения, но и знания особой философии, соответствующей эпохе создания произведений и господствующим в это время в социуме культам и представлениям о мироздании.
Параллельно-перпендикулярные
измерения
Так вот причудливо все и переплелось в деревеньке Полтаков-Есино-Перемае. Словно времена перепутались здесь между собой и сплелись в тугой узел с параллельными измерениями. Покинутые ветхие избушки конца 19 столетия с добротным зданием местной администрации. Четыре верблюда с Пятью сестрами. Верхний мир с нижним. Живут, сосуществуют, притираются друг к другу и опираются друг на дружку. Как в самом большом деревенском здании уживаются сельсовет, библиотека, дом культуры и местный музей. Тут надо быть дружнее и бережней. Ведь, вон посмотрите, даже более поздние рунические письмена на музейных камнях идут в стороне от доисторических быков или изгибаются между изображениями, чтобы не повредить священные рисунки. Оттого и выдолбленные поверх этих реликвий современные фамилии никому не известных вандалов выглядят еще большим кощунством.
Татьяна КОРНЕВА
Фото автора
Полтаков музей
Находится он на аскизском тракте между Аскизом и Таштыпом. Примерно на середине пути увидите указатель «Полтаков музей». Смело сворачивайте — не ошибетесь. Теперь осталось проехать немного по деревенской улице и направо. Там, сразу за заброшенными бревенчатыми избенками с прохудившимися крышами, увидите добротное железобетонное здание сельской администрации брежневской поры. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия на полях Есинского совхоза устраивали систему оросительных каналов, на пути русла которых оказались древние курганы. Конечно, курганы пришлось сносить, а заодно и проводить незапланированные раскопки. Тогда и свезли сюда множество каменных плит с древними наскальными рисунками. В древних погребениях были найдены керамика, золотые украшения, оружие.
Особо ценные артефакты ученые забрали в Эрмитаж, где они хранятся до сих пор. А вот каменных стел хватило и на вывоз, и в избытке осталось местному музею, для размещения которого в новом здании администрации выделили сразу два зала.
Впрочем, основная экспозиция музея представляет собой стеларий под открытым небом, в центре которого сформирован рукотворный курган со смотровой площадкой наверху, а с обеих сторон асфальтированных дорожек — аллея из каменных стел с рисунками. В погожий день тут можно, не спеша прогуливаясь и вдыхая степные запахи, рассматривать замысловатые рисунки. Но о них — чуть позже.
Четыре верблюда
и Пять сестер
Рассказ об этом местечке следует начать с местных географических названий. Топонимика тут «наследила» куда живописнее. Одно только название деревеньки существует в трех вариантах. Так, например, наименование «Полтаков» произошло от имени состоятельного местного скотовода, охотника, торговца пушниной и просто, наверное, уважаемого человека Полтака Тодинова, проживавшего здесь в свое время. А «Есино» – от давным-давно расформированного Есинского совхоза, который был, говорят, вполне рентабельным и включал в свой состав четыре окрестные деревеньки. Название совхоза, в свою очередь, происходило от речки Есь.
Экскурсовод музея Артем Тохтобин знает еще одно наименование деревни, которое широко используется местными жителями — Перемае – и предполагает, что это не что иное, как «Первое мая», испорченное местным диалектом.
Взобравшись на смотровую площадку музейного кургана, понимаешь, как удачно расположен поселок – в пологой ровной ложбинке, со всех сторон которую защищают от ветров горы. С севера это «Четыре верблюда» – безлесые, плавные их склоны и вправду словно повторяют форму горбов животного. Говорят, много веков назад тут была стоянка торговых караванов, бредущих из Китая в европейскую часть материка. А на юге возвышаются «Пять сестер» – остроконечные, поросшие лесом вершины. Существует красивая легенда, как пять девушек пошли в лес по ягоду, а на обратном пути к дому на вершине холма обернулись и увидели, что на деревню надвигается сильное наводнение. И так желали они спасти своих родных и близких от неминуемой гибели, что встали лицом к сокрушительному потоку, плечом к плечу, и... обратились в горы.
Скотские мотивы
Вот в таком удивительном поселении и обрели свое новое пристанище загадочные рисунки древних. Если о стелах Абаканского краеведческого музея и сварливом нраве окружающих их духов ходят недобрые слухи, то полтаковских жителей древняя магия ничуть и не тревожит. А все приезжающие сюда посетители могут, ничего не опасаясь, рассматривать рисунки и даже снимать с них копии при помощи цветных мелков и флизелина...
На древних рисунках, коих более тысячи на 93 стелах, бегут вдаль олени с ветвистыми рогами, горные бараны, лошади, летят птицы. Самое древнее изображение — это бычок, относящийся к Афанасьевской культуре. Его и других реально существующих в природе животных — дикий и домашний скот – изображали на камне вплоть до девятнадцатого века. Некоторые исследователи утверждают, что делали это пастухи на досуге. Что сомнительно. Имелось ли у пастухов достаточно свободного времени, чтобы во время работы на солнцепеке еще и дополнительно утруждать себя работой по камню?
И в то же время достаточно убедительно — кому в таком случае и зачем потребовалось рядом со схематичными конями выбивать изображения древних тамг — клейм, которыми метили скот, принадлежащий тому или иному роду. Не иначе, как непосредственно владельцам животных. Возможно, при помощи таких меток велся учет скота и размечались территории пастбищ, принадлежащих местным родам, как знать.
Магия,
фантазии, гипотезы
Помимо таких вот утилитарных и реалистичных сюжетов, на камне множество магических рисунков. Наибольший, наверное, интерес представляет собой фантастический зверь Тагарской эпохи. Его рога, венчающие голову какого-то копытного, украшены бубенчиками, а из пасти не то вырывается пламя, не то раздвоенный язык змеи. Хвост кошки, лапы птицы, челюсти льва — зверь из подземного мира, не иначе!
А вот и антропоморфные существа. Изображение личин поделено на три равные части. Верх — волосы существа повторяют форму лучей заходящего солнца. Середина – трехглазый взгляд не то с чертами фантастического лица, не то со своего рода орнаментом. Низ — зияющий рот.
Говорят, древняя личина символизируют основы ранних мировоззрений шаманизма — три мира – высший, средний и нижний. Высший населен верховными духами и космическими существами, средний — людьми, а нижний — духами гор, рек, ветров, темных сил. Туда же уходят и умершие люди. Техника исполнения рисунков — глубокие борозды в камне. Порой единичные, порой многократно повторяющие друг друга. Ни разу в интернете не нашла я упоминания о том, что эти рисунки изначально были окрашены. Хотя... я бы их раскрасила. Красным и золотистым — солнечные лучи над головой, белым и черным — пронзительный взгляд потусторонних глаз, серо-кроваво-черным — зияющее отверстие рта.
Во-первых, потому, что воздействие цвета на человеческое восприятие сложно переоценить, а любое творчество, направленное на подсознание визуальным путем, чаще всего прибегает к помощи цветовых решений.
Во-вторых, потому что, например, древние греческие храмы, скульптуры и жилые постройки не всегда были такими уныло-бесцветными, какими мы видим их в музеях и выставочных залах. Изначально они были окрашены. Да-да, мраморным статуям покрывали красочным слоем лица, наносили румяна, прорисовывали глаза, раскрашивали туники, тоги, рисовали кайму на них. На каменных колоннах и карнизах древних храмов и городских сооружений тоже сохранились частички красочного слоя. Древние гробницы египтян сохранили многоцветие рисунков во мраке пирамид, а вот пигмент на каменных стелах мог и выгореть за долгие века пребывания на солнце и под землей. Из-за атмосферных осадков, возможно, требовалось регулярно обновлять окрашивание.
Ну и третьим аргументом в пользу многоцветности магических изображений является доступность и возможность получения самого разнообразного набора красок природного происхождения прямо в степи. Разнообразный спектр местных глин — голубая, белая, красная, оттенки глиняной охры от светло-желтого до золотисто-оранжевого, изве стковые белила, сажа от костра — все это вполне можно использовать в наскальной живописи. И, возможно, подтверждением этой смелой гипотезы является окаменевший лишайник в углублениях, который в Полтаково можно смело попытаться выковырять ногтем. Сейчас.
В те времена, когда вся эта магия создавалась, наверняка и приближаться-то к этим недружелюбным сущностям не всем было позволено. Не стоит говорить и о том, что выбивались культовые изображения пастухами, пасущими скот. Жрецы потрудились над их созданием, не иначе. Ведь налицо не только соответствующая техника исполнения, но и знания особой философии, соответствующей эпохе создания произведений и господствующим в это время в социуме культам и представлениям о мироздании.
Параллельно-перпендикулярные
измерения
Так вот причудливо все и переплелось в деревеньке Полтаков-Есино-Перемае. Словно времена перепутались здесь между собой и сплелись в тугой узел с параллельными измерениями. Покинутые ветхие избушки конца 19 столетия с добротным зданием местной администрации. Четыре верблюда с Пятью сестрами. Верхний мир с нижним. Живут, сосуществуют, притираются друг к другу и опираются друг на дружку. Как в самом большом деревенском здании уживаются сельсовет, библиотека, дом культуры и местный музей. Тут надо быть дружнее и бережней. Ведь, вон посмотрите, даже более поздние рунические письмена на музейных камнях идут в стороне от доисторических быков или изгибаются между изображениями, чтобы не повредить священные рисунки. Оттого и выдолбленные поверх этих реликвий современные фамилии никому не известных вандалов выглядят еще большим кощунством.
Татьяна КОРНЕВА
Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий