АТАКА НА РАЗУМ:
ПРОБУЖДЕНИЕ БЕСТИАРИЯ
Мы
уже достаточно проанализировали медицинской рекламы, чтобы понять,
почему ее мощно «заряжают» страхом, а не светлыми эмоциями. Люди,
живущие в страхе, как правило, и болеют, и нуждаются в лекарственных
средствах куда больше свободных, спокойных, самодостаточных людей. Они -
«поле» по определению.
МЕДИА-МАСТЕРСКАЯ ИМ.БЕЗЫМЯННОЙ СОБАКИ
Накачивая
в подсознание страх с помощью специально подобранного звукоряда,
нейро-операторы не просто усиливают недомогания и потребность в лечении,
они также формируют глубокую психическую зависимость от конкретных
марок лекарств.
Каким образом?
Персонажи
в роликах мгновенно излечиваются, их все любят, дети у них всегда умны,
сослуживцы милы, жены добры, любовницы стройны, жизнь прекрасна, все
радостны и довольны. Т.е. нам показывают все те вещи, за которые мы
держимся в этой жизни, которые ценим и к которым стремимся, а в
комплекте – конкретный препарат, как часть «идиллического ряда». Мощный
подспудный страх уравнивает все составляющие этого ряда и в реальной
жизни побуждает хвататься за данный препарат тем охотнее, чем больше
человек дорожит всем остальным. По сути нейро-оператор, идя своими
путями, делает то же, что сделали с собакой Павлова, про которую в школе
многие слышали, а некоторые даже учили. Сперва ее приучают к
взаимозависимости не зависимых друг от друга явлений, создают в собачьих
мозгах искусственную связь: лампочка горит - еду дают - слюна
выделяется. И когда у несчастного животного формируется условный
рефлекс, слюна начинает выделяться уже от лампочки, а без лампочки еда -
не еда, секреция не работает.
Точно
так же и у людей мастера «раскруток» формируют и постоянно поддерживают
зависимость от фармацевтической (и любой другой) продукции, которую
рекламируют. Понятен и выбор знака загоняемых в подкорку эмоций: если бы
адресованные подсознанию звукоряды глупеньких рекламных текстов
содержали сверхмощные дозы положительных эмоций, зависимость бы
снижалась. Радость самодостаточна. Ею можно кодировать подопытного,
показывая что-то одно, без всяких связей и ассоциативных рядов, чтобы
подопытный просто смотрел на это и получал кайф. Пиво «Золотая бочка»,
партия «Единая Россия», чай «Великий тигр», лекарство «Мемория»
(редчайшее исключение в фармо-рекламе) - вот примеры типичных роликов с
положительной кодировкой. Никаких связей с какими-то другими ценностями
жизни в подобной рекламе нет. Просто партия, просто «Мемория», просто
чай...
Вообще
подкорка цивилизованных людей являет собой настоящий бестиарий
всевозможных страхов, а с развитием информационных технологий «подкорные
бестии» плодиться стали как кролики. Психологи не успевают открывать
новые и новые виды фобий, пополняя ряды «природных» привнесенными
цивилизацией, «искусственными».
Среди «бестий» есть особенно любимые рекламистами, работающими с подсознанием. Продолжаем знакомство с этой практикой.
УЗНИКИ ЗАЩИТНОЙ ПОЗЫ
Расслабьтесь.
Выкиньте все мысли из головы.
И
представьте, только по-настоящему, честно, что в следующее мгновение
вас размажет поезд, или прихлопнет ж/б плита, или подомнет хищник.
Заметили,
как прореагировало тело? Плечи шевельнулись вперед, спина скруглилась,
голова вжалась в туловище. Нормальная реакция на испуг. Тело само
выбирает позу. Ее смысл - защитить самое уязвимое место, живот,
прикрытый только мягкими тканями. Руководит этим процессом подкорка.
А теперь оглянитесь вокруг: не замечаете ли что-нибудь похожее?
Правильно.
Множество людей, чуть ли не каждый третий (а еще треть близка к тому),
постоянно ходит в защитной позе, живет в ней, испытывая такой же испуг,
только «размазанный» во времени. Хронический испуг «от головы»,
называемый модным словом «стресс». Человек может хорохориться сколько
угодно, демонстрировать бесстрашие, пальцы гнуть, но достаточно только
посмотреть на осанку, на то, как ведет себя тело, чтобы понять, чего
стоят его «козы». А уж во сне, когда сознание выключено, подкорка
вступает в свои права, и тогда человек, полностью становясь самим собой,
сворачивается, как ежик, прикрывает уязвимое место и локтями, и
коленями, занимает положение, которое психологи называют «поза
младенца». Почему-то самые скандальные, агрессивные люди спят именно в
этой позе. А в дневное время неизменный спутник стресса - сутулость,
переходящая с годами во всевозможные сколиозы, хондрозы, «боли в спине»,
т.е. в заболевания, как говорят медики, опорно-двигательного аппарата,
которые вполне можно назвать и «болезнями хронического страха».
Данная
категория прямо-таки напрашивается на то, чтобы ей непрерывно вкатывали
в подкорку сверхдозы страха, заставляя хвататься за средства от болей в
позвоночнике, пояснице, суставах и прочих опорно-двигательных членах
тела. Им и вкатывают, по самое «не могу». Реклама данных средств с
жесткой подсознательной кодировкой обязательно присутствует во всех
рекламных блоках, транслируемых центральным телевидением с утра до ночи.
И в рекламе именно этих, исключительно востребованных средств нашелся
текст, «заряженный» рекордной по мощи дозой страха. Мазь «Хондроксид» от
отечественного предприятия «Нижфарм»
Вынуждены ограничивать себя в движениях, потому что у вас болят
суставы?
«ХОНДРОКСИД» при первых же симптомах! Мазь «ХОНДРОКСИД» снимет боль в
суставах, увеличит их подвижность. «ХОНДРОКСИД» - если у вас есть
суставы. «Нижфарм».
┌─5──[хондроксид]──────┐┌─5──[хондроксид]────── анализ текста ─┐
│
│ 10 12 14 16 18 20
│ │ │ │ │ │ │
│ ПЕЧАЛЬНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТИХИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТЕМНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ МИНОРНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ УСТРАШАЮЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ЗЛОВЕЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТОСКЛИВЫЙ ▄▄▄
│──────────────────────────────────────
│ ориентация на ЖЕСТКОЕ кодирование
│ ритмичность СРЕДНЯЯ
Работа поистине изуверская! Страх перед болями, страхом же порождеными, преумножается просто запредельно.
Но
это не все. Положение усугубляют симптомы всех других осложнений, прямо
с «хронической защитной позой» не связанных. Дело в том, что годам к
тридцати люди, чья жизнь - борьба, мир - враждебен, защитная поза -
естественна, неизбежно начинаются обзаводиться всеми остальными
болезнями, и тогда их «бестии» становятся жирными, как коты-любимчики
поваров на кухне. Просто потому, что позвонки в постоянно согнутом
«хроническим испугом» позвоночнике, дальше-больше передавливают нервные
волокна, отходящие от спинного мозга ко всем органам тела, и дальше по
принципу «где тонко - там рвется». Одновременно от постоянной
противоестественной «сжатости» верхней части тела зажимаются,
деформируются и начинают барахлить органы, расположенные в грудной
клетке. Надо ли говорить, что отныне каждый новый симптом - как кусок
колбасы для «бестии»-кота, жирующего чем дальше, тем больше... В общем,
не зря во все времена самые умные врачеватели прежде всего «исцеляли
душу». Нынешняя медицина вроде бы тоже подходит к этому. Хотя нынешняя
фармацевтика, целиком работающая по законам бизнеса, предпочитает душу
гнобить.
Если
вы знаете людей, которые никогда ничем не болеют, то, наверное,
обратили внимание, что они держатся прямо. Если нет - обратите.
Кстати,
и цыганки, великолепные психоаналитики, обирающие граждан так, что
потом те не могут вспомнить, когда и под каким предлогом отдали деньги,
работают только с лицами «хронически испуганными» и никогда не подходят к
людям с высоко поднятой головой, расправленными плечами. Не их
клиентура.
Но продолжим экскурсию по «бестиарию подсознания».
БОДРЯЩИЙ ПИНОК ГЛАВНОЙ «ЖЕНСКОЙ БЕСТИИ»
Какой
самый главный женский страх, прямо-таки ужас, сплошь и рядом
принимающий формы патологические? Правильно, это даже и мужчина знает:
ужас перед старостью, страх потерять привлекательность.
Эта
«бестия» кормит колоссальную индустрию всевозможных «молодильных»
средств. Понятно, что мимо такой зверюги никак не мог пройти, не
взбодрив ее хорошим пинком, дошлый нейро-оператор. Мы вот смеемся,
глядя, как рекламныне дамочки воюют за красоту с помощью боксерских
перчаток, шпаг, всяких телодвижений как бы из карате: экая, мол,
убогая
метафора, какая, мол, творческая беспомощность. А реальным-то дамочкам
не до смеха, ибо по затратам нервов, энергии, денег страх перед
морщинами - штука посильнее «Фауста» Гете, и в сравнении с истинным
накалом войны за уходящую привлекательность рекламный «милитаристский
арсенал» - детский лепет.
И
такой же лепет являют собой потуги неискушенных в рекламном бизнесе
отечественных производителей составить конкуренцию разным «гарньерам» и
«л'ореалям», попытки привлечь внимание к своей продукции упоминанием о
каких-то природных компонентах и прочем. Западные корпорации давно нашли
путь в души и карманы покупательниц, и название этому пути - страх. Им
накачивают несчастных дамочек (не знающих, что красивая женщина - это
довольная женщина) по самую маковку. Например, в рекламе упомянутого
«гарньера»:
Твои
волосы впали в депрессию? Это заставляет тебя скрываться? Новый
«ГАРЬНЕР ФРУКТИС» - первый укрепляющий шампунь с активным концентратом
фруктов! Это доказано! Система «ГАРНЬЕР ФРУКТИС» делает волосы в пять
раз сильнее и гораздо более блестящими. Сила и блеск волос! Новый
«ГАРНЬЕР ФРУКТИС»! «ГАРНЬЕР»!
┌─6──[gar-frut]─────────┐┌─6──[gar-frut]──────── анализ текста ─┐
│
│ 10 12 14 16 18 20
│ │ │ │ │ │ │
│ УСТРАШАЮЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ЗЛОВЕЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ПЕЧАЛЬНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТЕМНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТИХИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄
│ МИНОРНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄
│ СУРОВЫЙ ▄▄▄▄
│ ТЯЖЕЛЫЙ ▄▄
│──────────────────────────────────────
│ ориентация на ЖЕСТКОЕ кодирование
│ ритмичность СРЕДНЯЯ
Закончим
сегодняшнюю прогулку по «возбужденному бестиарию» у вольера, где жирует
«бестия» самая распространенная, можно сказать универсальная, всегда
находящая проблемы, по поводу которых можно заморочиться.
ЗАИГРЫВАНИЯ С «УНИВЕРСАЛЬНОЙ БЕСТИЕЙ»
Вспомните
последнию рекламу каши «Быстров» - там, где мужика, как боксера,
готовят к битве секунданты-члены семьи (в т.ч. скармливая кашу), после
чего он идет на бой с жизнью, как на «последний и решительный»; и
ролик-продолжение, в котором то же самое проделывает женщина. На первый
взгляд это удивительно тупоголовая реклама. Но не спешите. Сперва
давайте посмотрим, каким посланием для подкорки «заряжен» сей шедевр, а
потом определим, что представляет собой эта реклама в действительности.
«Заряд» в текстовке жуткий - мощный и беспросветный страх:
С
кашей «БЫСТРОВ» каждый день – это победа! Каша «БЫСТРОВ» защищает
желудок, сохраняет здоровье и дает уверенность в завтрашнем дне!
┌─8──[быстров]────────┐┌─8──[быстров]───────── анализ текста ─┐
│
│ 10 12 14 16 18 20 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ УСТРАШАЮЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ТЕМНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ УГРЮМЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ МИНОРНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ЗЛОВЕЩИЙ ▄▄▄▄▄▄▄▄
│ ПЕЧАЛЬНЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄
│ СУРОВЫЙ ▄▄▄▄▄▄▄
│ ТЯЖЕЛЫЙ ▄▄▄
│──────────────────────────────────────
│ ориентация на ЖЕСТКОЕ кодирование
│ ритмичность СРЕДНЯЯ
А чтобы понять суть остального, что есть в ролике, понадобится предисловие.
При
всем многообразии характеров, темпераментов и типов личности люди могут
демонстрировать только два отношения к миру (которые психологи называют
экстра- и интраверсией). Грубо упрощая эти отношения, мы увидим, что
одни ощущают себя как часть мира, предпочитают вживаться, ладить с
природой и окружающими, принимая мир таким, каков он есть. В ощущениях
других, напротив, мир вертится вокруг них, и они всю жизнь переделывают
его под себя, «строят» окружающих сообразно своим взглядам на должное
(или ищут жалости, если силенок недостало), считают себя «хозяевами
природы» (за что природа наказывает их на всех фронтах), а поскольку
реальная действительность неизмеримо сложнее любых догм, схем, мнений,
установлений, мир для них - стихия по определению враждебная, и
подспудные страхи вкупе с вечной «защитной позой» - их удел.
По
жизни они борцы, занятые упорядочиванием стихии, проблемы, с которыми
надо бороться, найдут всегда и везде. Или плакальщики, когда проблемы не
по зубам.
Корни
этого разделения уходят очень глубоко, можно сказать, в вопрос
происхождения человека, но сегодня речь не об этом, а всего лишь о
маленькой
рекламке.
Так вот, ролик с ювелирной точностью воспроизводит подконтрольный
мирок», отвоеванный у мира-стихии родной пятачок типичного «стройщика»,
причем, в идеальном, труднодоступном в реальной жизни варианте.
Отметим вжатые головы и скругленные спины персонажей.
Двери,
распахиваемые уверенной рукой; в жизни «стройщик» ощущает комфорт
только с закрытыми дверями, распахнуть и почувствовать себя уверенно
перед лицом мира-стихии - его тайная мечта.
Семья
показана исключительно дружная, все как один с обожанием смотрят на
персонажа. Реальная же семейная жизнь «стройщиков» - это не дополнение
друг друга, а вялотекущее цапанье за лидерство, время от времени
переходящее в «горячие» формы, но мечтает «стройщик» именно о единстве
на почве обожания.
Расположилось
семейство кучно; хотя в жизни все сидят в разных углах, по возможности
отгороженных дверями. Дети большенькие, значит брак долог и удачен. В
семье не один ребенок, и черты детских лиц буквально скопированы с
родительских - еще одна «фишка» «стройщиков», делать мир похожим на
себя. В жизни они очень переживают, если ребенок внешне не их породы, по
этой причине (хотя и не сознаются в этом) часто отрываются на детях.
В рекламной семье двое ярко выраженных лидеров, горячо поддерживающих друг друга, что в реальной жизни вообще немыслимо.
Ракурс
съемки выбран так, что подчеркивает в обоих персонажах мощь, силу,
уверенность борцов - именно такими люди, ощущающие себя в центре мира,
хотят себя видеть, такой создают себе имидж, хотя в глубине души знают,
что слабы, и боятся, что другие это узнают.
Портфель
и представительный вид отца семейства предполагают наличие подчиненных -
идеальная работа для «людей центра мира», у которых стремление к
должности, власти, что называется, в крови.
В
интерьере нет таких вещей, как телевизор, газета, картины, книги,
камера избегает даже окон и других дверей, в общем, в кадре полностью
отсутствуют предметы-передатчики информации. Информация - враг
«стройщика», имеющего собственную картину мира и отчаянно охраняющего
ее, убедить его в фактах, разрушающих его представления, практически
невозможно, а когда факты припрут, это чревато психическим срывом. Сам
интерьер идеально прибран, почти пуст, в нем наведен безукоризненный
порядок (исключительно важный «пунктик») - не дом, а воплощенная
упорядоченная стихия, зато снаружи настоящие грозы бушуют.
Имеется ряд других показательных деталей, и все они - об одном.
Буквально
несколькими штрихами зрителю из категории «стройщиков» нарисовали
идеальный мир (дополненный этой самой кашей), который он хранит у себя в
душе, о котором мечтает, за который боится, и нагнали на него страху
еще больше.
Добавим, что «раскрутчики» торговой марки «Быстров» не первый год экспериментируют с подсознанием.
А
товар, кстати, так себе. В передаче «Экспертиза» как-то приводили
результаты тестирования и сообщили, что времени на приготовление данного
продукта б/п тратится столько же, сколько на варку такой же каши из
обыкновенной крупы. Так что берут сей продукт, выходит, только за имидж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий