1. Вводные выводы
Анализируя предыдущие данные, можем сделать следующие подробным образом логически выстроенные предположения и выводы:
1. Если изобразительный знак имеет наименование, то он этим наименованием определен и, следовательно, может быть позиционирован в качестве письменного элемента.
2. Если изобразительный знак имеет продолжающуюся историю, то за основное определяющее значение этого символа принимается более раннее его толкование, и, следовательно, в части схожести иероглифических символов со Свастическими в качестве первосимволов принимаются Свастические как гораздо более древние.
3. Если свастические символы имеют наиболее раннее образование из всех письменных символов и максимально широкое распространение по всей без исключения территории Земли, то, следовательно, Свастические символы являются первописьменностью, обслуживающей первоязык Земли.
4. Если первые символы являлись знаками богов и изображением написанных их имен, а наиболее древними символами являются Свастические, то, следовательно, первописьменностью является совокупность Свастических символов, где часть букв олицетворяет конкретного бога (или его имя, или первую букву имени бога) и обладает соответствующим звучанием. Другая часть – олицетворяет деяния богов, лигатурные повествования и тому подобные акты жизнедеятельности Славянских богов.
5. Если первоязык был единственен, то он был Свастическим.
6. Если первоязык был единственен и он был Свастическим, а каждый Свастический символ являлся знаком одного конкретного бога, то совокупность богов была единообразна для всего населения (Земли), и она носила Свастические имена.
7. Если современные религии все без исключения являются поздними образованиями, а предтечей их является Славянство, то Свастические символы являются религиозным письмом Славянской религии, отражающим имена и сущности Славянских богов.
И действительно, в [3] представлена обширная классификация свастических символов, присущих традиционной древнейшей монотеистической религии, именуемой Славянством. В ней каждому знаку соответствует не только свое, четко определенное значение, но и, как представлено в [22], ряду свастических символов соответствуют определенные буквы русского, латинского и др. алфавитов.
Причем, Свастические письменные элементы продолжают использоваться повсеместно в качестве обрядовых, религиозных, бытовых и, самое важное, письменных (Россия, Европа, Китай, Египет, Африка, Америка и ост.) символов. А также [3, 608] Свастические эти элементы использованы и в некоторых загадочных явлениях, как, например, круги на злаковых полях.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что применение к дальнейшим нашим исследованиям в области зарождения и развития письменности как таковой правомерно использовать для трактовки символов и букв Свастические Славянские элементы. При этом перенося их смысловое и другие значения на толкуемый символ.
2. О сохранности символа
Следует отметить, учитывая закон 3.10. Организмики [14], чтобы символ сохранился как можно более длительное время в истории некоторой письменной системы, необходимо, чтобы этот символ имел максимальную симметрию. Закон звучит так: нарушением симметрии достигается движение. А, следовательно, как только симметрия в изобразительном начертании символа-знака начинает нарушаться, этот знак приобретает тенденцию к движению – то есть к изменению своего изобразительного вида. Эта тенденция почти всегда приведет к «смерти» первоначального образа знака (см. ниже эволюцию китайских иероглифов), потому что движение – есть смерть, то есть процесс, когда в зависимости от времени организм меняется и меняется до такой степени, когда последующий его вид уже не идентифицируем с первоначальным.
Мы можем также отметить, что символ-знак является тем наиболее древним, чем выше его симметричность.
И это обстоятельство также указывает самым непосредственным образом на более древнее происхождение Свастических символов, поскольку подавляющее их число имеет высочайшую степень симметрии [3].
Указанные процессы реализуются в системе письменности, которая, как считается, развивалась в направлении от пиктографии к современному алфавиту в течение нескольких десятков тысяч лет. При этом, однако, большая часть символов осталась практически в пиктографическом состоянии. Например, «Р» – солнце с потоком света (лучом) вниз, «М» – волна на поверхности воды, «Ж» – дерево жизни и др. (см. рис. 7.2.2.). То есть при практически неизменном начертании символа изменилось всего лишь его общественное восприятие.
Как передачу абстрактного наполнения, заложенного в начертании символа, следует считать и то, что буквы и их символы-прототипы обозначают неподвижные и подвижные сущности. При этом все знаки имеют симметричность в направлении неподвижности и ассиметричность в направлении подвижности. Например, «М» симметрична относительно вертикальной оси (см. рис. 7.2.1., а), что символизирует стабильность от берега моря до другого берега – поверхность одинакова (см. рис. 7.2.1., б). Но «М» не симметрична относительно горизонтальной оси – средняя часть буквы «М» указывает направление движения в глубь моря (см. рис. 7.2.1., в).
Рис. 7.2.1. Буква «М»:
1 – разрез «средней» равнинной реки; 2 – то же, только сжатое по горизонтали;
3 – буква «М» из новгородской грамоты № 527 (1050 г.); 4 – буква «М» из Остромирова евангелия (1053 г.);
5 – буква «М» из надписи болгарского царя Самуила (993 г.).
1 – разрез «средней» равнинной реки; 2 – то же, только сжатое по горизонтали;
3 – буква «М» из новгородской грамоты № 527 (1050 г.); 4 – буква «М» из Остромирова евангелия (1053 г.);
5 – буква «М» из надписи болгарского царя Самуила (993 г.).
Сказанное касается только системы знаков, символов, иероглифов и букв, выработанных европеоидной цивилизацией и ей же дорабатываемых и развиваемых в течение времени. В отношении неандерталоидной семито-кавказоидного населения указанные законы действуют также в полной мере, однако проявления этого действа сильно размыты, что вызвано малой устойчивостью того уровня цивилизованности, которого неандерталоиды смогли достичь, и то – достигли с помощью европеоидов. Большинство из семито-кавказоидных народов находятся ещё на постпалеолитическом уровне развития и относятся к так называемым палеоазиатским и семитским народам (имеются в виду коренные народы азиатских и африканских территорий, в отношении которых это утверждение, как правило, исторически уже обосновано). Ещё к более отсталым в развитии народам относятся негроидные (речь идёт также о коренных народах некоторых областей Африки, по этногенезу и культурологи которых имеется соответствующий обширный материал; см. п. 7.2. гл. IV). В этой связи они представляют собой некую модель того общества, которое в европеоидной среде существовало и 10, и 20, и 30 тысяч лет тому назад. Что в совокупности с археологическими и этнографическими данными составляет определённую ценность для установления правильных данных по символизму и развитию письма.
Дошедшие до нас символы в большинстве своём сохранились со времён палеолита, и в ходе эволюции символов и знаков было сформировано «письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию и закреплять её во времени» [35, ст. Письмо]. Одним из самых древних археологических памятников, содержащих и символы, и протобуквы, является статуэтка палеолитической Макоши, найденная на стоянке Костёнки (Русь, Воронежская обл., 42 тыс. до н.э.) – см. рис. 6.5.3.3.1.3.1. «Символы и письмена на палеолитических скульптурах Макоши» (п. 5.3.3.1.3. гл. VI).
В виду наибольшей развитости именно письменно-знаковой системы по сравнению с символами, оставшимися за пределами алфавитов, мы сконцентрируем особое внимание именно на письменности.
Различают четыре основных типа письма:
1. Идеографический;
2. Словесно-слоговой (логографически-силлабический);
3. Собственно силлабический;
4. Буквенно-звуковой (алфавитный).
Рис. 7.2.2. Соответствие начертаний пиктограмм и современных букв. Верхний ряд, слева направо:
изображение Дерева жизни, славянский свастический символ богини Живы, русская буква «Ж», знак шумерской клинописи «Бог», китайский иероглиф «Дерево», индийский слоговой знак «Ga».
Нижний ряд: изображение солнца с лучами (2 – 4 вв., Русь), славянский свастический символ бога Ра, русская буква «Р», латинская буква «R», знак шумерской клинописи «Re», китайский иероглиф «Верх», египетский иероглиф «Рот», индийский слоговой знак «Ri», знак линейного критского письма «Re».
изображение Дерева жизни, славянский свастический символ богини Живы, русская буква «Ж», знак шумерской клинописи «Бог», китайский иероглиф «Дерево», индийский слоговой знак «Ga».
Нижний ряд: изображение солнца с лучами (2 – 4 вв., Русь), славянский свастический символ бога Ра, русская буква «Р», латинская буква «R», знак шумерской клинописи «Re», китайский иероглиф «Верх», египетский иероглиф «Рот», индийский слоговой знак «Ri», знак линейного критского письма «Re».
Для приведённой классификации видов письма важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т.п.), а характер передачи знаками элементов речи. В конкретных системах письма эти типы обычно существуют в не вполне чистом виде.
Каждая система письма характеризуется постоянным составом знаков, причём каждый знак передаёт либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.
Некоторые считают, что «собственно письмо вырабатывается обычно в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни» [35, ст. Письмо], а начало письменной традиции человечества относят к финикийцам (например, см. [35]), при этом, нисколько не обращая внимания на археологические данные, свидетельствующие о гораздо более ранних письменных системах. Так, согласно археологическим данным, социальная структура на Руси существовала уже в 30-ом тыс. до н.э. –
«результаты палеодиетологических реконструкций на основании сунгирских материалов показали, насколько разнообразным было питание людей верхнего палеолита. Оно выражалось не только в том, что в пищу употреблялись самые различные виды растений и животных, но и в том, что члены древнего общества придерживались специфических пищевых традиций. Здесь мы уже пытаемся связать особенности питания с социальной структурой древнего общества. Как сегодня, так и в древности рацион и качество питания были связаны с уровнем жизни, с принадлежностью к той или иной социальной группе, ритуальной и культовой практикой» [1808].
Отсюда следует, что все условия для возникновения начальной письменности сложились уже ко времени начала верхнего палеолита, что подтверждается и другими археологическими находками, на основании которых учёные сделали выводы о существовании у европеоидных людей 30-го тыс. таких абстрактных знаний как арифметический счёт, астрономия, магия, календарь и т.д. Именно открытие этих знаний древних людей основано на изучении археологических памятниках того времени, которые являются начертательными свидетельствами – то есть письменными или протописьменными.
2.1. Трансформация первоначальных символов в пиктографическое письмо
Подробный анализ форм примитивного «дологического» мышления приводит к признанию древности магических знаков. «Дологическому» мышлению знак всегда представляется «сопричастным» с обозначаемым им предметом. Связь между этим знаком и вещью мыслится не как условная и отвлеченная связь знака и значения, но как полное единство, полное тождество. На этом отождествлении и построены разнообразные формы магии знаками, представленные у современных многочисленных народов первобытной культуры Азии, Африки, Америки, Океании, а также в иудейской каббале (см. пример, рассмотренный в п. 5.2.1. гл. VI). Исторические свидетельства существования подобной магии имеются и у цивилизованных народов. Однако они относятся ко временам, значительно отстоящим от нас в глубину тысячелетий. Для Руси это возраст, начиная с 4-ёх тыс. лет до н.э. и старше (см. пример, рассмотренный в п. 5.2.2. и п. 5.2.4. гл. VI). Отголосками этого являются всевозможные амулеты более позднего и современного времени. Факт сосуществования у всех народов магических и практических знаков заставляет предположить исконное их единство. Очагом такого единства являются центральные области Русской равнины. Антропологически это единство связано с европеоидным человеком (неоантропом, проторусам) и практически совершенно не применимо к неандертальскому виду человека.
Возможно, что первоначально магический знак обладал сразу несколькими значениями и служил нескольким целям. В таком случае, сохраняя магическую силу заклинания, проклятия, предостережения, зрительный знак постепенно становился сигналом изображаемого им предмета; магические свойства его постепенно отступают на задний план, мистические представления уступают всё большее и большее место представлениям реальным, и, в конце концов, ими вытесняются.
Таким образом, мистический характер зрительного знака составляет идеальную возможность его развития в знак письменный в том смысле, как мы понимаем его ныне. В подтверждение сказанному следует привести следующие высказывания, сохранившиеся у разных народов в той или иной интерпретации – «символы – это знаки богов», «буквы – это символы богов» (см. пример в [22, гл. V] и рисунок 7.2.1.1. (из [22])).
Рис. 7.2.1.1. Соответствия букв древнерусского алфавита «Раi».
Каждая буква, как символ, несёт на себе информационную нагрузку соответствий: одной из четырёх стихий; знаку Зодиака и, исходное, вотчине славянского бога (диаграмма 5.1.1. из Книги Ра [22]).
Каждая буква, как символ, несёт на себе информационную нагрузку соответствий: одной из четырёх стихий; знаку Зодиака и, исходное, вотчине славянского бога (диаграмма 5.1.1. из Книги Ра [22]).
С течением времени шло развитие образа символа, а также происходило его наполнение разноплановыми магическими символами. Первоначально – памятные зрительные знаки отличаются огромным разнообразием материала. Результатом дальнейшего усовершенствования техники является вслед за унификацией магического знания выделение из общей массы зрительных символов графических знаков, соответствующих ключевым понятиям.
На рис. 7.2.1.1. в каждом из двенадцати секторов большого круга представлены буквы русского алфавита (например, «Ж») и соответствующие им стихия (у «Ж» – воздух, см. фон сектора), имя бога (у «Ж» – Жива, т.е. Жизнь), астрологическое время (у «Ж» – Водолей) и т.д.
Таким образом, история происхождения письма предполагает, прежде всего, на базе мистического миропонимания, развитие у человека сначала абстрактного мышления, а потом и логического. В тот момент, когда в мистический мир магических знаков вкралась устойчивая система их идентификации, была заложена первая возможность письма. Типологически исходной точкой письма приходится всё же считать рисунок, делающий содержание сообщения зримым образом. Зарождение письма совершается в тот момент, когда графический зрительный знак становится образным выражением известного смысла.
В [35] И.М. Дьяконов даёт такое определение:
«Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, пиктография, отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографическое письмо – не письмо в собственном смысле, так как не фиксирует саму речь, а отражает её содержание, причём обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка – «мир», в современном пиктографическом письме два соединённых сердца – «любовь», прямоугольник в круге – «нет проезда»). Пиктографическое письмо известно с эпохи неолита. В современных культурах пиктографическое письмо применяется как подсобное средство общения – в знаках регулирования уличного движения, вывесках и т.п.».
В современное время пиктографическое письмо этнографически лучше всего засвидетельствовано у племён Северной Америки (эскимосы, индейцы), Меланезии, Африки (эве, экои и др.), на северо-востоке СССР (коряки, юкагиры) и др. Палеоазиатские народы России и Америки ещё в начале 20-го века пиктографическое письмо [2105].
В более ранние времена пиктография, «как ясно по сохранившимся образным надписям на скалах и в пещерах, существовала у доисторического человека» [51].
Здесь мы в очередной раз обязаны задать справедливый вопрос: почему в России – стране, основное население которой русские, очаге возникновения европеоидной культуры, учёные совершенно не изучают русское пиктографическое письмо? Образцов этого письма по всей Древней Руси засвидетельствовано огромное множество. Невозможно более оставлять на совести российских учёных все ТАКИЕ «упущения»: так часто мы натыкаемся на неисследованность конкретного исторического вопроса, касающегося именно Руси и русского населения, в то время как аналогичные вопросы в других странах исследованы полностью – и российскими учёными в том числе, и, в том числе, на средства и за счёт средств, выделенных на изучение славянства.
Следует отметить, что археологи снабжают исследователей всё новыми и новыми предметами, орнаменты с поверхности которых с высокой долей справедливости можно отнести к разряду пиктограмм. Так, представленный на рис. 7.2.1.2. символ, аналогичный шумерскому знаку «Бог» (3 тыс. до н.э.), мы находим на поверхности амулета со стоянки Сунгирь (г. Владимир, 30 тыс. до н.э.). При этом культовое назначение сунгирийского предмета вселяет дополнительную уверенность в наших выводах.
Рис. 7.2.1.2. Восьмичастные символы:
1, 2, 3 – 8-ми лучевые амулеты из Сунгиря (30 тыс. до н.э., Русь, г. Владимир);
4, 5, 6 – русские прялки с 8-ми лучевыми символами солнца (славянского бога Ра);
7 – 8-ми лучевой символ шумерской клинописи «Бог» (другие названия – «Звезда», богиня Иштар, Астарта, Истра и т.п.) (Шумер, 3-е тыс. до н.э.).
1, 2, 3 – 8-ми лучевые амулеты из Сунгиря (30 тыс. до н.э., Русь, г. Владимир);
4, 5, 6 – русские прялки с 8-ми лучевыми символами солнца (славянского бога Ра);
7 – 8-ми лучевой символ шумерской клинописи «Бог» (другие названия – «Звезда», богиня Иштар, Астарта, Истра и т.п.) (Шумер, 3-е тыс. до н.э.).
Над расшифровкой семантики древних пиктограмм в её корреляции с современными буквами работали многие исследователи. В частности, доктор исторических наук П.М. Золин в своей работе [2111] правильно установил некоторые «знаковые соответствия между палеолитом и более поздними культурами». Так, по его версии, буква «Б» соответствует божеству подводного мира (Белобог), «В» – Велесу, «Д» – божеству воздуха (Дый), «Л» – Ладе-богородице и изобилию, а буква «Р» – общий символ бога (славянский бог Ра, см. п. 3.5. гл. VI), то есть П.М. Золин пришёл к тем же выводам, которые изложены в работе [22] (см. рис. 7.2.1.1.).
В «Книге Ра» [22] результаты таких исследований представлены более полно и систематизированы. В частности, установлено, что в русском алфавите «Раi» каждая из букв имеет свой так называемый «паспорт», в котором отражён целый спектр категорий. Для примера представим паспорт буквы «Р» (R) (см. таблицу 7.2.1.1.).
Порядковый номер в Рае - 1
Название - Ра
Графический знак - Р, р (русск.);англ. R, r; …
Численное значение - 0
Стихия - Огонь
Средоточие - Солнце (звезда)
Сила - −
Удел - 1, «Река»
Знак зодиака - −
Группа - 1
Период - 1
Время года - Рiк (укр. круглый год)
Закон Рая - 0
На Космическом дереве - Рост (верх, вершина, Макушка)
Река - Ра-река (Волга)
Город - Рязань (Ра занялся)
Страна - Русь
Нота - −
Цвет - Рдяный
Звук - Рот
Планета - Солнце
Птица - Рарог (сокол)
Карта Таро - −
Частота употребления - −
Время появления буквы - −
Эра - −
Имена - Рая, Ray, Rick, Радогост и др.
Таблица 7.2.1.1. Паспорт буквы «Р» (пропусками обозначены пока не установленные соответствия).
Как видно из представленного «паспорта», буква унаследовала все перечисленные выше свойства пиктографических знаков – календарность, магичность, астрономичность, религиозность и др. Паспорта других букв приведены в [22]. В русле нашего рассуждения нетрудно заметить, что каждая буква алфавита «Раi» точно соответствует пиктограмме, обозначающей соответствующее понятие.
Рис. 7.2.1.3. Символика букв.
1 – измерение роста человека (понятия «верх» и «низ»); 2 – китайский иероглиф «верх»; 3 – поверхность стола (горизонтальная часть); 4 – буква «П» обозначает поверхность (горизонтальная черта), лежащую на изображениях «верха» (две вертикальных черты); 5 – славянское украшение 2 – 4 вв.; 6 – русская буква «Р» (вертикальная черта – «верх», круг – «солнце»); 7 – латинская буква «R» (дополнительная «ножка» – луч); 8 – солнечные лучи; 9 – орбиты двойной звезды Сириус; 10 – символ «бесконечность»; 11 – Солнце-верх и Земля-низ; 12 – кельтское представление о верхнем и нижнем мирах; 13 – латинская буква «дубль в»; 14 – изображение головы быка-вола-Велеса; 15 – астрологический символ «Телец»; 16 – русская буква «В»: состыковка двух миров – Яви (явленного мира, реального; верхний круг) и Нави (мира потустороннего; нижний круг). Стражем границы между казанными мирами в славянстве является бог Велес. Ему и принадлежит эта монограмма, называющаяся по первой букве имени Велеса – «В» и т.д. (см. [22]).
1 – измерение роста человека (понятия «верх» и «низ»); 2 – китайский иероглиф «верх»; 3 – поверхность стола (горизонтальная часть); 4 – буква «П» обозначает поверхность (горизонтальная черта), лежащую на изображениях «верха» (две вертикальных черты); 5 – славянское украшение 2 – 4 вв.; 6 – русская буква «Р» (вертикальная черта – «верх», круг – «солнце»); 7 – латинская буква «R» (дополнительная «ножка» – луч); 8 – солнечные лучи; 9 – орбиты двойной звезды Сириус; 10 – символ «бесконечность»; 11 – Солнце-верх и Земля-низ; 12 – кельтское представление о верхнем и нижнем мирах; 13 – латинская буква «дубль в»; 14 – изображение головы быка-вола-Велеса; 15 – астрологический символ «Телец»; 16 – русская буква «В»: состыковка двух миров – Яви (явленного мира, реального; верхний круг) и Нави (мира потустороннего; нижний круг). Стражем границы между казанными мирами в славянстве является бог Велес. Ему и принадлежит эта монограмма, называющаяся по первой букве имени Велеса – «В» и т.д. (см. [22]).
Некоторые факты из истории отдельных, ещё существующих на постпиктографическом уровне идеографических систем письма (в частности, китайского) позволяют установить важное влияние на развитие пиктограммы в идеограмму так называемого «языка жестов», применяемого у многих первобытных народов для межплеменного общения. Поскольку жест, т.е. зрительный знак не графический, приобретает в этой форме общения отвлеченное значение, становится сигналом отвлеченного понятия, ясно, что здесь намечается путь для отыскания графических знаков для выражения отвлеченных значений. Например, «Р» на языке жестов изображается открытым ртом и приставленным к нему снизу сбоку указательным пальцем, см. выше паспорт буквы «Р». В другой системе – букву «Р» изображают пальцы, сомкнутые в кольцо (см. рис. 7.2.1.4.).
Рис. 7.2.1.4. Примеры сопоставления языка глухонемых с графикой букв.
Графическое изображение символического жеста становится графическим изображением отвлеченного понятия, им выражаемого.
Таким образом, наличие у человечества условных зрительных знаков одного типа (жестов) способствовало развитию простейших зрительных знаков другого типа (графических) в условные и отвлеченные начертания.
3. Однообразие иероглифических знаков в мировом масштабе
Согласно закону 3.2. Организмики, гласящему: «подчиняясь, управляю», и закону 3.7., гласящему: «живу в живом», письменность, рассматриваемая в данной статье, является не только живым организмом, но и должна иметь письменность-родителя и подчиняться определенным законам прародительской письменности. Начиная, в первую очередь, с идеи создания письменных знаков как таковых. Языки и письменности, могут быть построены исключительно на отношениях «родитель-сын» (задумайтесь: Бог Род|итель и бог San (Солнце-Ра)), и поэтому обязательно сохранили следы об этом в происхождении и начертаний отдельных символов, и в смысле, сокрытом в собранных их этих символов слов, предложений, повествований. Отсюда естественна генетическая связь букв с иероглифами, а этих, в свою очередь, с графическими знаками. Такая последовательность этой связи указана исходя из сложившихся в науке традиционных представлений о порядке возникновения видов письменного изложения: сначала рисунок, после – иероглиф, а потом – буква. Такой посыл мы по ходу статьи и проверим, и дополнительно исследуем.
Максимальным по размеру и воздействию организмом, осуществляющим культурно-просветительское управление человеческими общностями, является религия [35, 39, 47]. Которая ранее была в высочайшей степени единообразна, а в настоящее время раздроблена на отдельные религиозные и сектантские течения.
Религия, в силу своего предназначения, и является тем организмом, который способен и вынужден создать обслуживающие собственные нужды коммуникативные потоки. Причем эти потоки, опять же, в масштабах народонаселения Земли являются максимальными из возможных (без учета дробления религий).
Из положений Организмики [14] следует, что все организмы вообще разделены на организмические уровни, причем, так, что организмы вышестоящего организмического уровня состоят из организмов нижестоящего. При этом организмы нижестоящего уровня сами между собой отличают различия в индивидуальности каждого из них. А, с точки зрения организмов вышестоящего уровня, которые состоят из этих организмов нижестоящего уровня, эти последние в достаточной степени унифицированы, одинаковы, неразличимы. Так, например, каждый кирпич, естественно разный, но, находясь в стене, ни один из них не отличается от другого. Заметим также, что стена состоит из кирпичей, но и из того же самого набора химических элементов, что и каждый кирпич. То есть, если, гипотетически, сначала наделать кирпичей, потом сложить из них стену, а после разжижить стену и вновь наделать кирпичей и сложить ее, стена, в общем-то, не изменится.
В контексте данной статьи под организмическими уровням, которые мы рассматриваем как уровни, сподвигшие к созданию коммуникативного потока, приведшего далее к письменности, мы понимаем различные религии, а под «стеной» и одновременно «набором химических элементов для кирпичей» мы понимаем перворелигию и те основные ее постулаты, что далее использовались различными религиями.
Далее различные религии мы будем называть просто религиями, а перворелигию так и будем именовать.
В разных человеческих видах – неоантропы (европеоиды) и неандертальцы (семито-кавказоиды) – религиозные процессы формировались по-разному и достигли в итоге разного уровня развития. В то время как у неандерталоидов ещё во многом сохраняются элементы шаманизма (сюда же исторически следует отнести и иудаизм, см. п. 1.5.3.5.2. гл. XI), европеоиды достигли уровня светского общества, в котором уже за несколько веков до начала т.н. «нашей эры» религиозное знание о мире во многом сменилось научным. Смешанные этносы, образованные на европеоидном субстрате неандерталоидными захватчиками (Греция, Азия, Египет и т.д.), в качестве «своей» религии получили одну из сект иудаизма – иудохристианство, сформированное на общеевропеоидной религиозной семантике, но с описанием религиозных действ, участниками которых уже являются представители семито-кавказоидов (Моисей, Авраам, христос и т.д.). (На азиатских территориях ситуация выглядит противоположным образом: на земли автохтонных неандерталоидных племён азиатов пришли захватчики европеоиды и насадили свою религиозную семантику, например, индуизм в Индии или протославянский культ Ваала-Велеса-Истар-Макоши в древнем Шумере и т.д.). При этом и пиктография претерпела соответствующее развитие и изменение: например, ранее существовавшая идеограмма «Дерево жизни» была переработана иудохристианами для своих нужд в монограмму «христа» (здесь слово обозначает понятие «мессия», а не имя персонажа; см. рис. 7.3.1.).
Рис. 7.3.1. Развитие монограммы христа из общеславянского символа «Дерево жизни»:
1 – славянский символ «Дерево жизни»; 2 – кельтский вариант Дерева жизни; 3 – славянский символ богини Живы (отождествляется и растущим деревом); 4 – русская буква «Ж»; 6, 7 – китайские иероглифы «Дерево» (старое и новое начертания); 12 – славянский символ бога Перуна; 11 – вариант перунова символа «Громовник»; 8 – шумерский аналог символа «Перун»; 13 – 6-тичастный символ «Аллах»; 5, 9, 10, 14, 15 – варианты «монограммы» иисуса христа (букв. перевод с греч. «эпоха рыб»). (Подробнее см. рис. 6.2.1. Эволюция символа «Дерево жизни» [22]).
1 – славянский символ «Дерево жизни»; 2 – кельтский вариант Дерева жизни; 3 – славянский символ богини Живы (отождествляется и растущим деревом); 4 – русская буква «Ж»; 6, 7 – китайские иероглифы «Дерево» (старое и новое начертания); 12 – славянский символ бога Перуна; 11 – вариант перунова символа «Громовник»; 8 – шумерский аналог символа «Перун»; 13 – 6-тичастный символ «Аллах»; 5, 9, 10, 14, 15 – варианты «монограммы» иисуса христа (букв. перевод с греч. «эпоха рыб»). (Подробнее см. рис. 6.2.1. Эволюция символа «Дерево жизни» [22]).
Кстати, следует отметить, что и само имя Христа, обозначаемое в писаниях как «ХРС», является всего лишь греко-семитской огласовкой указанного консонантного дрёхзвучия, аналогичного по написанию имени славянского бога Хорса (при консонантном написании – ХРС). Рождение Хорса имеет гораздо более глубокие, нежели в христианстве, корни и отмечается по «случайному» совпадению в дату 25 декабря. Рождение Хорса было заимствовано иудохристианством под названием «рождество христово».
Исконные европеоидные символы сохранились на археологических памятниках, найденных преимущественно на территории Руси и Западной Европы. Свод таких символов представлен в [3], а в [22] дано описание части из них, той, которая в последствии стала буквами русского алфавита.
3.1. Идеографическое письмо как абстрактное отражение окружающего мира
В тот момент, когда пиктограмма приобретает символический характер, в тот момент, когда она становится условным начертанием, из пиктографии рождается идеография. Все системы идеографического письма позволяют выявить в них постепенное развитие абстрактного значения знаков и утрату связи с прежним, магическим наполнением.
Наиболее простым, близким к пиктографии является письмо древних насельников Мексики и Юкатана – ацтеков и майя, которое представляет собой почти пиктограммы.
Напротив, системы ещё окончательно не расшифрованной древнерусской иероглифики (см., например, [2113]), а также месопотамской клинописи и египетского и китайского письма далеко отступают от пиктографии, представляя уже переход от идеографического письма к письму звуковому.
Наука знает «несколько» систем идеографического письма. Все они являются наследием европеоидных племён, носителей археологической культуры крашеной керамики. Эта культура была распространена ок. 5 тыс. до н.э. на территории Руси, на Украине и в Молдавии (трипольская культура), а также в Румынии, Болгарии, Греции, Югославии, а в более позднее время – в Египте, Месопотамии, на Кавказе, в Иране (Сиалк), в Средней Азии (Анау, Намазга-Тепе), Индии и Китае (Яншао) [35]. Общность культуры установлена археологическими методами. Нас же интересует наследие, оставленное её носителями и запечатлённое в памятниках с элементами письменности.
«Часть известных систем идеографического письма – письмо египетское [с середины 4-го тыс. до н.э.], месопотамская клинопись [шумерская и вавилонская с 3-го до н.э.], письмо минойское или древнекритское [с начала 3-го тыс. до н.э.] и хеттское – была утеряна человечеством в тех катастрофических сдвигах, которые повлекли за собой полную или частичную гибель европеоидных древних культур средиземноморского круга». Причины этих катастроф связаны с нашествием на указанные центры цивилизации неандертальских семито-кавказоидных племён, полностью уничтоживших европеоидное население восточных цивилизаций (подробнее см.: пп. 7.1.2.2., 7.1.3.2., 7.1.4.4. гл. IV).
Как собственное письмо неандерталоидные семито-кавказоидные племена сохранили лишь «свою» «китайскую» письменность, берущую начало в докитайской европеоидной культуре Яншао (см. п. 1. гл. IX). При этом наблюдается определённый перекос в подаче материалов, касающихся политической оценки межэтнических процессов древности. Так, свои «заслуги» в уничтожении великих европеоидных проторусских цивилизации семито-кавказоиды афишировать не стремятся. Но, в то же время, говоря уже о своём наследии, участь которого частично постигла аналогичная судьба, представители этих народов даже в энциклопедических текстах не скупятся на жёсткую брань:
«Оборотная сторона европейской культуры – кровавая повесть о колонизации Вест-Индии – раскрывается в гибели великих идеографических систем Нового Света. Огромная часть памятников оригинальной письменности ацтеков в Мексике и майя на Юкатане (позднейшие надписи которых относятся к 16 в. христ. эры) уничтожены навсегда тупым изуверством белых завоевателей, с фанатическим озлоблением уничтожавших и «языческие писания» и хранителей этой письменной культуры – прежних хозяев страны» [51, ст. Графика] 2.
Приведённое некоторое политически обозначенное повествование является прекрасной иллюстрацией исторических процессов в развитии письменности, как следующих за политическими и военными столкновениями представителей разных народов, и даже – разных видов человека: неандертальского и европейского (именно ту же цель преследовали авторы в неполитической, вроде бы, статье «Графика» процитированного источника [51]).
Однако первый удар по письменности на Руси нанесло иудохристианство ещё в 12 – 15-ом веках, после чего практически 100-процентно грамотная Русь была ввергнута во тьму безграмотности (см. ниже) и рабства.
Таким образом, уже на стадии идеографического письма всевозможные политические и завоевательные процессы между отдельными народами и видами человека оказывали сильнейшее влияние на процесс становления письменности в целом.
При этом замеченные «одни и те же тенденции» повторяются в истории самых разнообразных и, на первый взгляд, исторически не связанных систем идеографического письма потому, что, как указывалось выше, первоначальными носителями всех без исключения письменных систем являлись европеоидные народы, принадлежащие в 5-ом тыс. до н.э. к археологической культуре крашеной керамики и только начавшие осваивать дикие просторы азиатских территорий, занятые в большей степени нецивилизованными (науке не известно ни одной неандерталоидной цивилизации, см. п. 7.2. гл. IV) неандертальскими автохтонами.
Именно поэтому и в китайском, и в древнеегипетском, и в шумерском видах письма одинаково наблюдается постепенное изменение пиктограммы, её превращение в условное начертание, непонятное для того, кто не входит в круг традиции этой письменной культуры.
А в процессе развития местных европеоидных цивилизаций, расширяя запас имеющихся в его распоряжении знаков, и китайское, и древнеегипетское, и шумерское письмо создают огромное богатство символических идеограмм, передающих совершенно отвлеченные понятия и сложные сочетания значений.
Из этого обогащения и упрощения знаков идеографического письма вытекает его основное свойство – знаки идеографического письма соответствуют уже не целым, неразложимым высказываниям вне их словесного выражения, но значениям отдельных слов вне их звучания. Поскольку значение условного знака, передаваемого по традиции целому коллективу, должно быть определено и отграничено от значений других знаков. И границы этих значений, естественно, совпадают с границами уже существующей в сознании определенного языкового коллектива системы акустически-артикуляционных знаков произносимой речи.
В идеографическом письме каждый знак (изобразительный элемент) может обозначать любое слово в любой грамматической форме в пределах круга понятийных ассоциаций, либо прямо вызываемых изображением, составляющим данный знак, либо условных. Например, знак, изображающий «ногу», может означать «ходить», «стоять», «приносить» и т.п. в любой грамматической форме. Вместо изображения возможно употребление и произвольного графического символа. Возможность передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограничена.
Основными свойствами идеографического письма объясняются присущие ему достоинства и недостатки.
[!] Поскольку звучание слов, их звуковая форма не получают никакого выражения в идеографическом письме, подобное письмо может объединять не только близкие друг другу диалекты, но и языки совершенно чуждые, но при одном условии: при наличии у них общности значения слов, а следовательно, при наличии лежащего в основе подобной общности единства культуры. (Именно об общности археологической культуры крашенной керамики мы и говорили выше, а также об общем проторусском языке европеоидных носителей этой культуры).
Идеографическая система письма может объединять также и различные народы, которые в древности имели общего предка и позже разошлись по разным территориям, либо народы, более поздние из которых пришли в территории, занимаемые другими, автохтонными народами, и ассимилировали автохтонов. «Так, например, система китайского письма используется чуждым ему по строю японским языком, система шумерского письма была использована языком вавилоно-ассирийским, столь же чуждым» [51]. Напомним: шумеры – европеоиды проторусы, вавилоно-ассирийцы – неандерталоиды семито-кавказоиды.
Указанное преимущество идеографического письма создает возможность межчеловеческого (и даже международного) общения без посредничества речи, поскольку оно служит знаком слова не произносимого, а мыслимого.
Однако по этой же причине идеографическое письмо не в состоянии передать всех бесчисленных оттенков значений, создаваемых каждый миг жизнью, живой речью. Поэтому даже лишь теоретически однажды созданная точная система идеографических обозначений уже в самом скором времени окажется недостаточной, так как самые незначительные изменения форм экономики, общественности, быта, в свою очередь, повлекут неизбежные изменения значений слов.
Именно по этой причине «система идеографического письма, окончательно установленная, стала бы тяжким покровом, сковывающим мысль, и последней пришлось бы рано или поздно разбить эти оковы» [51]. Далее: не располагая достаточным количеством знаков, идеография, чтобы создать новое выражение для каждого нового значения, естественно, должна будет прибегнуть к употреблению известных знаков в переносном значении. Но тем самым самая основа идеографического письма будет разрушена – используя идеограммы конкретных предметов для обозначения отвлеченных понятий, идеографическое письмо создает широкое поле для двусмысленных начертаний. И, наконец, идеографическое письмо совершенно не в состоянии передать оттенки значений, связанные с изменением грамматического строения фразы. Более того, оно не располагает выражением для грамматических категорий изображаемых слов.
Таким образом, в историческом аспекте идеография является на первом этапе, несомненно, более прогрессивным явлением, нежели пиктография. Однако на следующем этапе она настолько «сковываем мысль», что народы, использующие идеографическое письмо отстают в своём развитии в части науки. Так случилось с некогда передовой цивилизацией Египта, в отрыве от общеславянского единства вынужденной «питать» мозг исключительно заботой о сохранении уже имеющегося. Тем временем на Руси эти «оковы» были успешно преодолены в период с 4 – по 1-е тыс. до н.э. Сейчас мысль остаётся скованной лишь у синитических народов (китайцы, японцы и др.), в результате чего все их достижения на поверку оказываются основанными на европеоидных изобретениях и разработках, только лишь в прилагательном виде поставленных на конвейер представителями Востока.
Считается, что идеографический тип письма существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому письму. Однако с этим согласиться нельзя, поскольку даже в настоящее время именно идеографически построенная система письма используется службами контроля и организации дорожного движения (полиции и милиции) разных стран. К идеографической системе письма следует отнести и систему нашивок в армии и на флоте, систему геральдических обозначений, систему логотипов компаний и т.д. В этой связи идеографическое письмо следует рассматривать как вспомогательный аспект к другим системам письма, осуществляющий специфические функции (далее это посыл найдёт своё подтверждение).
3.1.1. Хозяйственное и ритуальное применение идеографии
Идеографический вид письма применялся:
1. Либо в хозяйственных записях, где число понятий, о которых может идти речь, ограничено самим содержанием текста,
2. Либо в ритуальных записях как мнемоническое вспомогательное средство.
К первой области применения относят, в частности, три керамические таблицы со «знаками дошумерийского письма из Месопотамии» (поселение Тартария, начало 3-го тыс. до н.э.), обнаруженные на территории современной Румынии в области распространения земледельческой праславянской археологической культуры Турдаш (Turdas) (4 – начало 3-го тыс. до н.э.) [1723]. Сюда же относят и письмо раннего Шумера начала 3-го тыс. до н.э. [35, ст. Письмо], носителями которого являлись не эламо-негроидные автохтоны междуречья, а европеоидные племена пришлых протославян (см. п. 7.1.3. гл. IV), сформировавшие шумерскую цивилизацию. Сюда же следует отнести и докитайские символы на керамике Яншао (5 тыс. до н.э.) и аналогичные им. Сюда же следует отнести символы на хозяйственных предметах, найденных в Лепенском Вире (7 тыс. до н.э.), а также приуроченных к культуре Винча (5 тыс. до н.э.) и трипольской культуре (6 – 2 тыс. до н.э.).
Вторую область применения исследовал, в частности, академик Б.А. Рыбаков:
«объекты должны быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах-писанках; третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным…: ромб или косо поставленный квадрат, разделённый крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырёх маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка» [1472].
В указанной работе Б.А. Рыбаков привёл аналогичные выводы ряда учёных (А.К. Амброз и др.) и предоставил достаточно доказательств для того, чтобы в этом вопросе показать «конвергентность мысли и тем самым укрепить тезис о ромбо-точечном узоре как об идеограмме поля, засеянной нивы» [1472].
Рис. 7.3.1.1.1. Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
1 – образец символа «Засеянное поле»; 2 – символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 – засеянное поле со всходами; 4 – шахматное поле; 5, 6 – символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).
1 – образец символа «Засеянное поле»; 2 – символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 – засеянное поле со всходами; 4 – шахматное поле; 5, 6 – символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).
С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» [1472]. Отсюда и ритуальное значение этого символа – «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа – «Засеянное поле» (подробнее см. п. 5.2.2. гл. VI).
Рис. 7.3.1.1.2. В центре – иероглиф «рожать» (tud; ср. русск. отягощённая, потуги, тужиться, тяжко – о беременности, также «трудные роды»), выполненный шумерской клинописью;
слева и справа – русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется – «роженица»).
слева и справа – русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется – «роженица»).
Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века [1632, p. 194; 1633, стр. 64, 86, 97]. А в эллинистическое время – на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов [1634, стр. 6, рис. 5 и 6], на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса» [1472]. (Подробнее о символе «Засеянное поле» см. п. 5.2.2. гл. VI).
Другой пример – знак «Звезда Велеса» – славянский свастический символ, известный, как минимум, с бронзового века (с начала 4-го тыс. до н.э.) [1532]. В частности, на рис. 6.5.2.1.1. представлен вариант изображения этого символа на керамике срубной культуры (2-е тыс. до н.э., степь – лесостепь России, Покровское, Артёмовск) [1909, стр. 35]. Отметим, срубная культура образовалась из ямной культуры 3-го тыс. до н.э. Обе являлись протославянскими, их носители говорили на общеиндоевропейском языке [35, Мерперт, ст. Срубная культура и ст. Ямная культура]. А на рис. 6.5.2.1.1. изображена традиционная русская пуговица-«гирька» (9 – 14 вв.), найденная в Дмитровском районе Московской области. Некоторые изображения представлены на рис. 7.3.1.1.3.
Рис. 7.3.1.1.3. Изображения славянского символа «Звезда Велеса».
1 – на керамике срубной культуры (2-е тыс. до н.э., Русь); 2 – символ № 19 репертуара письменных знаков культуры Лепенского Вира (р. Дунай, 7-е тыс. до н.э., по Р. Пешичу); 3 – печать князя Дмитрия Корибута Ольгердовича; 4 – фрагмент печати увеличено; 5 – один из символов прототюркского письма Hun-Syanbi (племена хунну, произошедшие от слияния монголоидных аборигенов Северного Китая и европеоидов, 2 в. до н.э. – 2 в. н.э.); 6 – вариант тамги из Причерноморья; 7 – крест православного Троицкого собора в Санкт-Петербурге (во врезке – увеличено дана центральная часть креста); 8 – символика на керамике из Древнего Египта (4 тыс. до н. э.); 9 – русская пуговица-гирька (Московская обл., 9 в.); 10 – изображение головы вола-Велеса; 11 – славянский символ «Велес»; 12 – построение символа «Звезда Велеса» путём шестикратного мультиплицирования символа «Велес».
1 – на керамике срубной культуры (2-е тыс. до н.э., Русь); 2 – символ № 19 репертуара письменных знаков культуры Лепенского Вира (р. Дунай, 7-е тыс. до н.э., по Р. Пешичу); 3 – печать князя Дмитрия Корибута Ольгердовича; 4 – фрагмент печати увеличено; 5 – один из символов прототюркского письма Hun-Syanbi (племена хунну, произошедшие от слияния монголоидных аборигенов Северного Китая и европеоидов, 2 в. до н.э. – 2 в. н.э.); 6 – вариант тамги из Причерноморья; 7 – крест православного Троицкого собора в Санкт-Петербурге (во врезке – увеличено дана центральная часть креста); 8 – символика на керамике из Древнего Египта (4 тыс. до н. э.); 9 – русская пуговица-гирька (Московская обл., 9 в.); 10 – изображение головы вола-Велеса; 11 – славянский символ «Велес»; 12 – построение символа «Звезда Велеса» путём шестикратного мультиплицирования символа «Велес».
Подобный разбор можно сделать и для других образцов протославянского идеографического искусства. Как видим, часть работы по деталировке изображений и их трактовке была проведена ещё академиком Б.А. Рыбаковым. В частности, разбирая трипольские изображения (5 – 3 тыс. до н.э.), Б.А. Рыбаков трактовал ряд изображений на трипольских сосудах как вполне отчётливо обозначенные идеограммы воды, дождя, земли, небес, змей, а также славянских богов – Чернобога, Мары, Макоши, Велеса и т.д.
Таким образом, более полным комплексом идеограмм следует считать систему славянских свастических символов. Число таких идеограмм обширно (более 300). Исследование всего комплекса славянских свастических символов – это тема отдельной работы, которая сейчас и ведётся Академией фундаментальных наук. Результаты публикуются в Энциклопедии свастических символов [3]. Археологическое обоснование проводится на основе исследований археологических находок, значительная часть из которых составляет собственный экспозиционный фонд Музея древней цивилизации АФН.
Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 – 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область» [9]. Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.) [18, с. 446, илл. № 715].
Ритуал и магия, к символическим отражениям которых Б.А. Рыбаков выше отнёс рассмотренные идеограммы, а также другая часть абстракции – счёт – зародились также на территории Русской равнины. Археологический материал по этой теме обширен. Выдающийся археолог Д.А. Авдусин в своём монументальном академическом труде «Археология СССР» относительно стоянки Сунгирь (г. Владимир, 30 тыс. до н.э.) констатирует, что «позднепалеолитические люди знали элементы счёта» [4, стр. 34]. Более того, предметы из Сунгиря были совмещены «со знаковыми записями календарно-астрономического содержания» [1806]. Находки Сунгиря также свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счёта» [1807].
Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод о том, что:
В частности, палеолитические люди со стоянки Сунгирь, расположенной близ города Владимир на Русской равнине и датируемой 30-ым (а сейчас и 70-ым) тыс. до н.э., в абстрактном плане были уже полностью «вооружены» достижениями типа «счёт», «магия», сопровождающие «обряды», «культы», «календарные и астрономические знания» и т.д.;
Такое развитие абстракции палеолитического человека Русской равнины даёт основания полагать, что в период указанной древности (30 тыс. до н.э.) могли существовать и зачатки письменности как одной из форм абстракции. И, точнее, письменности уже во многом идеографической. При этом в других частях света никаких признаков цивилизаций периода 50 – 20 тыс. до н.э. не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий